Приветствую любителей чернильного письма! В предверии всемирной и всехобъемлющей встречи под флагами “Пеликана” хочу еще раз рассказать об достаточно известном винтажном представителе этой славной компании.
Greetings to fountain pen fans! On the eve of the worldwide and all-embracing meeting “Pelikan HUB”, I would like to once again tell you about a fairly well-known vintage model of this very well-known company.
Pelikan 140. 1954 (made in Germany).
Инструмент из себя представляет сигарообразную форму, достаточно популярную в 50х годах в Европе и в частности в Германии. Основные материалы элементов это целлулоид и пластик. Можно сказать это самая известная(фирменная) и самая популярная расцветка именуемая green stripe (зеленые полосы). Система заправки – поршневая(piston filler). Колпачок на резьбе, резьба 4х заходная с полным закрытием за 1 оборот.
The tools is a cigar-shaped design, quite popular in the 50s in Europe and in particular in Germany. The main materials of the body are celluloid and plastic. We can say this is the most famous (branded) and most popular color called green stripe. The filling system is piston-filler. Cap on thread, 4-start thread with full closure in 1 turn.
В качестве украшения инструмент имеет в своем арсенале позолоченный клип в виде клюва пеликана, позолоченное кольцо на колпачке, на котором дважды выгравирована модель: Pelikan 140, а также гайку(навершие) колпачка на котором имеется тисненный логотип компании в виде пеликана в гнезде с 2я птенцами.
As a decoration, the instrument has gilded clip in the form of a pelican’s beak and gilded ring on the cap, on which the model is twice engraved: Pelikan 140, as well as a plastic nut (top) of the cap on which there is an embossed company logo in the form of a pelican in a nest with 2 chicks …
Еще в качестве принадлежности а также в память об идейном основателе продукции баррель имеет гравировку в районе ручки движения поршня: GUNTER WAGNER GERMANY.
Also on the end of barrel have engraved: GUNTER WAGNER GERMANY.
Перо: что касательно пера, перо золотое, 14 каратное(585 пробы), ранней версии, однотонное, размера В. На пере имеется импринт в виде каллиграфической надписи Pelikan и 585, 14 Karat, B. Перо обладает неплохими возможностями вариации, но в силу своей массивности и размерности его можно скорее отнести к разряду полугибких, хотя если его уточить в размер F или меньше оно вполне может претендовать на класс гибких:).
The nib: what about nib – is a solid gold, 14 carat (585 sample), early version, one colored, size B. On the nib there is an imprint in the form of italic font Pelikan and 585, 14 Karat, B. Because of its massiveness and dimension, it can be classified as semi-flexible.
Минутка истории: Благодаря некоторым признаком, данный экземпляр достаточно легко и вполне конкретно классифицируется по времени, а не только периоду(1952-1965). Известно что данная модель 140 пришла на смену не менее известной модели Pelikan IBIS и начала производится с 1952 года, вместе с не менее прославленной моделью Pelikan 400 первой модификации. Первый признак принадлежности времени это то что до 1954 года модель 140 не имела на колпачке никаких гравировок и лишь только в 1954 году было введена сначала гравировка Pelikan 140, которая позднее была заменена на Pelikan 140 Germany. Второй элемент это клип, который в 1954 году был изменен в размерах и уменьшен (более современный вид и размер клипа можно увидеть на другой представленной ранне 140 модели на сайте). Третий элемент это гравировка на корпусе GUNTER WAGNER GERMANY которая была убрана с корпуса на протяжении 1954 года. Ну и последнее, с декабря 1954 года импринт пера был заменен на более известный рисунок с полосками, именуемой как “елка”, и логотипом в круге, а уже в 1964 году импринт пера претерпел очередное изменение и стал выглядеть в виде линий не доходящих до разреза между половинками.
A moment of history: Due to some characteristic, this fountain pen is quite easily and quite specifically classified by time production in period 1952-1965. It is known that this model 140 replaced the well-known Pelikan IBIS model and began production since 1952, together with the famous Pelikan 400 model of the first modification. The first sign of the time is that until 1954 the model 140 did not have any engravings on the cap band, and it was only in 1954 that the engraving of the Pelikan 140 was first introduced, which was later replaced by the Pelikan 140 Germany. The second element is a clip, which was resized and reduced in 1954 (a more modern design you can look on another post with latter 140 model). The third element is the engraving on the body: GUNTER WAGNER GERMANY, which was removed from the body during 1954. And finally, since December 1954, the imprint of the nib was replaced by a more famous pattern with stripes, referred to as a “Christmas tree” with logo in a circle, and already in 1964 the imprint of the nib was another changed and began to look like lines that did not reach to the slit.
Перья которыми комплектовалась 140я модель (информация взята с pelikan-collectibles). Слева на право: CN – хром-никелевые эконом перья, PK – чертежное перо (manifold), перья до 1954года включительно, перо используемое с 1954 года с рисунком “елка” и перо используемое с 1964 года и рисунком “не доведенная елка”(последний год перед прекращением производства).
Nibs used in 140th model (photo from pelikan-collectibles). From left to right: CN – chrome-nickel economy nibs, PK – dual holes drawing nib (manifold, rigid, hard), nibs up to 1954 inclusive, nib used since 1954 with a “Christmas tree pattern” and nib used since 1964 and a “unfinished Christmas tree pattern” (the last year before production was discontinued).
Общие размеры инструмента: 125мм в сложенном состоянии, 114мм со снятым колпачком. Диаметр корпуса составляет – 12мм, а в месте хвата – 9.7мм. Вес с колпачком – 16гр, а без – 9гр.
Overall dimensions of tool: folded length – 125mm, without cap – 114mm. The body diameter is 12mm, and at the grip – 9.7mm. Full weight with a cap – 16g, and without cap – 9g.
Возможно от времени корпус чуть выцвел и утратил свою ярко-зеленую расцветку, но в целом выглядит весьма неплохо, как для своего возраста:).
Perhaps from time the body has little discolored, but in general it looks good, as for its age :).
Инструмент был полностью обслужен и протестирован в работе.
The tool has been fully serviced and tested.
Конечно рисовать таким большим размером на ограниченном формате для меня весьма непросто, но благо в те времена размер В больше походил на современный стаб, так что при желании даже на таком инструменте можно получить тонкую линию. Еще одна особенность выяснилась в процессе эксплуотаци, это то что при медленном письме линия соответствует заявленной В, а при быстром письме линия, можно сказать, выходит почти на размер меньше:). Итак, линия нормальной стороной из под пера получается порядка 0.6мм, при быстром письме чуть менее 0.5мм. С учетом схожести со стабом, горизонтальная линия получается около 0.4мм. Нажим же увеличивает линию до 1.8мм. Обратной стороной линия получается достаточно сухая с размерностью от 0.2мм до 0.4мм.
Of course, drawing by such a large nib in such small format of paper is very difficult for me, but it’s vintage B nib looks more like a modern stub, so even on vintage B nib can makes a thin line. Another peculiarity became clear in the process of writing, this is that when writing slowly, the line corresponds to B, and when writing quickly, the line have on one size smaller :). A ordinary line by the right side from nib is about 0.6mm, with a quick writing a little less than 0.5mm. The horizontal line is about 0.4mm. Pressing increases the line up to 1.8mm. The reverse side writes quite dry with a width of 0.4mm (vertical) and 0.2mm (horizontal).
В итоге: отличный представитель как всей эпохи, так и конкретно своего бренда. Классическая фирменная расцветка делает его легко узнаваемым практически в любом антураже:). Большое и широкое перо конечно не для мелких записей, а скорее для росписей\резолюций или крупных пометок и вероятно больше бы смотрелось на старшей модели(400) но даже на 140м сидит очень комфортно и “впору”. А уже про то что само письмо нельзя никак иначе охарактеризовать как масло-маслянное:), можно и промолчать, а можно и не молчать:).
At the end: this is excellent model of their time not only for Pelikan brand. The classic branded color makes it easily recognizable in almost any setting :). A large nib size is certainly not for small notes, maybe for autographs/resolutions or large marks, but it “fits” very comfortable to this model. And already about the fact that the writing by this nib as butter-oil :), I can keep silent or can’t be silent :).
Кстати цвет данного представителя, как нельзя лучше подходит к фирменному цвету этого года: Pelikan Edelstein Olivine :).
By the way, the color of this pen fits perfectly with the color of this year: Pelikan Edelstein Olivine :).
———————————————————-
Update 31.05.2019:
После замены пера, по просьбе нового владельца, на такое же, аутентичное, но меньшего размера, чистки и дополнительной полировки, провел тест проверки работы “по прямому назначению”:
After replacing the nib, at the request of the new owner, for the same, authentic, but smaller tip size, cleaning and additional polishing, I tested again this pen:
Ink: Noodler’s Ottoman Azure
Очень гладкое письмо не уступающее Parker 51 описанному раннее, с шириной линии (без нажима) 0.4мм .
Very smooth writing as well as the Parker 51 described earlier, with a line width (without pressure) of 0.4mm.
———————————————————-
Update 23.03.2020:
В сравнении с младшей моделью – Pelikan 120
Compared to the younger model – Pelikan 120
———————————————————-
Update: 09.05.2021
Не смотря на то что поршень в данной модели уже не пробковый, а силиконовый и внешне выглядел в хорошем состоянии, но со временем начал “травить”, из за чего и подача становилась обильная, но больше проблем доставляли чернила просачивавшиеся в ручку поршня пачкая корпус и пальцы.
Despite the fact that the piston in this model is no longer cork and silicone and looked in good condition, but over time it began to leak ink, which made sometime the overflow, but more problems were caused by ink seeping into the piston knob makes dirty body and fingers.
Купил “у специалиста” запасную головку на поршень, а она не подошла, потому что головка этой модели уже раза в 2, чем в более поздней . Пришлось подключить соображалку и сделать новый поршень:).
I bought a spare head for the piston “from specialist”, but it did not fit, because the head of this model is already 2 times narrow then in the later one. I had to connect my mind and make a new piston :).
После обслуживания инструмент был проверен в работе рисунком и текстом. В процессе работы я еше немного подкорректировал перо поскольку мне ощущалось иногда подцарапывание и невольно замерил приблизительно объем резервуара 1.3-1.5мл. После первой заправки и эскиза, когда я ощутил подцарапывание, я слил чернила в пробник и там оказалось примерно 1.3мл, после корректировки пера я снова заправил ее из этого пробника. Отреставрированная заправочная система показала себя с лучшей стороны – ручка выбрала практически все чернила из пробника оставив лишь небольшую каплю. После этого я написал страницу и еще решил дополировать перо, поэтому снова слил в пробник чернила, отполировал перо и снова заправил – результат идентичный – кроме капли ручка забрала все чернила из пробника. Отличный результат.
After servicing, the pen was tested in work by drawing and writing. In the process of drawing, I also slightly adjusted the nib, because I sometimes felt a scratching. Also I involuntarily measured approximately the volume of reservoir and this is a 1.3-1.5 ml. After the first ink fill and sketch, when I felt a scratch, I fill out ink into sample tube and it turned out to be about 1.3 ml, after adjusting the nib, I refilled pen from this sample again. The restored piston work just best – the pen took almost all the ink from the sample, leaving only a small drop. After that, I wrote a page and decided to additional polish the nib, so I again fill out ink into sample, polished the nib and refilled it again – the result is identical – except for a drop, the pen took all the ink from the sample tube. Excellent result.
Сейчас перо пишет очень гладко, возможно даже лишком гладко, хотя многое еще зависит и от чернил. Я использовал Pelikan Edelstein Onyx.
Now the nib writes very smoothly, perhaps even too smoothly, although much still depends on the ink. Now I used Pelikan Edelstein Onyx.
Тестовый эскиз: костел святого Миколая — римо-католицький храм у Кам’янському, збудований у 1895—1897 роках для поляків, що працювали на місцевому заводі. Проектував костел Мар’ян Хорманський на запрошення директора заводу Іґнаціо Ясюкевича.
Будівництво велося на кошти робітників і службовців Дніпровського заводу за участю Металургійного Товариства. Першу службу відправили 14 травня 1898 року. Консекрація Кам’янського храму відбулася 25 вересня 1905 року, її здійснив єпископ Тираспольський Йосип Алоізій Кесслер. При костелі був притулок для дітей-сиріт, який проіснував до закриття костелу.
За радянські часи, у 1928 році його було відібрано в католиків, а майно вивезено, приміщення було віддано под військкомат, а в останні часи була навіть автомийка. У 1991 році відновлено богослужіння, а у 1997 році до до 100-річчя костел був відреставрован.
костел святого Николая в Камьянском (Roman Catholic Church of St. Nicholas (Kamjanske)
Костел святого Николая – римско-католический храм в Каменском, построенный в 1895-1897 годах для поляков, работавших на местном заводе. Проектировал костел Марьян Хорманський по приглашению директора завода Игнация Ясюкевича.
Строительство велось на средства рабочих и служащих Днепровского завода с участием Металлургического Общества. Первую службу было проведено 14 мая 1898. Консекрация Каменского храма состоялась 25 сентября 1905, ее осуществил епископ Тираспольский Иосиф Алоизий Кесслер. При костеле был приют для детей-сирот, просуществовавший до закрытия костела.
В советские времена, в 1928 году он был отобран у католиков, а имущество вывезено, помещение было отдано под военкомат, а в последнее время была даже автомойка. В 1991 году возобновлено богослужение, а в 1997 году к 100-летию костел был отреставрован.
The Church of St. Nicholas is a Roman Catholic church in Kam’janske, built in 1895-1897 for Poles who worked at a local factory. The church was designed by Maryan Khormansky at the invitation of the director of the plant Ignacy Yasyukevich.
The construction was carried out at the expense of workers and employees of the Dneprovsky plant with the participation of the Metallurgical Society. The first service was held on May 14, 1898. The Kam’jnske Church was conserved on September 25, 1905, and was performed by Bishop Joseph Aloysius Kessler of Tiraspol. At the church there was a shelter for orphans, which existed until the church was closed.
In Soviet times, in 1928, it was taken away from the Catholics, and the property was taken out, the premises were given to the military registration and enlistment office, and recently there was even a car wash. In 1991, the divine service was resumed, and in 1997 the church was restored for the 100th anniversary.
6 Comments
Leave a Comment