Приветствую всех!
Сегодня очередное сокровище из страны “Восходящего Солнца”:
Pilot 53R-T (made in Japan) 1954
Инструмент выполнен из целлулоида черно-зелено-коричнево-бежевого цвета цилиндрической формы с навершиями конической формы выполненными из черного пластика (или эбонита?) и отделенными(украшенными) позолоченными кольцами. Система заправки – рычажная (lever-filler). Колпачок на резьбе, резьба однозаходная на грипе и трех-заходная в колпачке, закрытие за 1 оборот.
На корпусе имеется типичная для того времени гравировка:
P I L O T
THE PILOT PEN <логотип P в мишени> MFG.CO.LTD
MADE IN JAPAN
Так-же название брэнда PILOT присутствует на массивном позолоченном клипе. На колпачке еще присутствует средник размеров позолоченное, декоративное кольцо.
Перо: золотое, по нынешним временам средних размеров, гибкое, просто отличное перо, очень податливое и легко контролируемое. По своим характеристикам оно мне напомнило Waterman Ideal №2 и лишь немногим чуть жестче. На пере присутствует импринт: Warranted, PILOT, 14K, -<4>-, made in Japan. При этом, в хвостовой части с внутренней стороны, выштампована дата изготовления – 7.54, что соответствует июлю 1954 года.
Определенный интерес представляет нестандартный фидер (видимо это еще с тех времен когда компания была в поиске “своего” решения). Фидер как бы двух составной: внутри крупной пластиковой(или эбонитовой?) формы с продольными ребрами и чернильным каналом, располагается тонкий эбонитовый стержень с капиллярным и воздушным каналами, при этом чернильный канал “большого” фидера имеет глубокий пропил до сердцевины.
Интересная особенность: когда я разобрал ПУ то с удивлением обнаружил что пропил большого фидера заканчивался 5м ребром и снова начинался 10-м. Происследовав такую загадочную конструкцию с бОльшим увеличением, обнаружил что пропил банально забит засохшими чернилами:). После прочистки картина стала более целостная, но все равно двухсоставной фидер представляет весьма интересную конструкцию.
Так выглядит пишущий узел в сборе с пером. Грип. кстати, выполнен из эбонита и со временем приобрел коричневый оттенок, что в принципе, смотрится даже более органично в сочетании с корпусом, чем изначальный черный цвет.
Минутки истории:
Прототипом или родоначальником данной модели была модель R разработанная в 1939 году, как раз в то время когда компания только освоила работу с целлулоидом. Большинство ручек данного модельного ряда были представлены системой eyedropper с запорным клапаном(традиционно японская система), но выпускались также и в варианте lever-filler. Примечательно что чуть ли не через год, в Мае 1939 года, в связи с началом Второй Мировой войны правительством Японии было введено эмбарго на использовании золота как стратегически важного материала и производители, в том числе и Pilot, были вынуждены перейти на нержавеющую сталь, чем сильно подорвали спрос к данной продукции вообще. Несмотря на это применение золота все же допускалось для экспортной продукции, но со ввезенного в страну золота специально для этих целей (находил в интернете описание ручки с золотым пером датированной как 1.42 – январь 1942 года).
После окончания войны и всех сопутствующих действий как для стороны потерпевшей поражение, эмбарго на использование золота было снято лишь в 1949 году для экспортной продукции, а в 1953 году и для внутреннего рынка. При этом в конце 1952 года, министерство промышленности еще и ввело директиву стандартизации(необязательной) – JIS (Japan Industrial Standards), что сильно сузило рынок производителей перьев. Так вот сразу после отмены эмбарго на использования золота, в 1953 году компания Pilot представила новую модель семейства R – “53R”, которая стала комплектоватся как золотыми, так и стальными перьями. Данная модель, изначально, так-же выпускалась в двух вариантах как eyedropper с запорным клапаном и как lever-filler – последняя именовалась как 53R-T (где T – teko, что в переводе с японского как раз означает “рычаг” или lever). Несколько позже появилась и третий тип заправки – A-shiki – вариация на плунжерную систему заправки а-ля Onoto. 53R стала последней моделью компании Pilot где была применена система заправки eyedropper, если не считать начало производства “больших” ручек в 1989 году, которые изготавливались в стиле 20х-30х годов в исполнении Уруши и Маки-Е( именно тем чем сейчас славится подразделение Namiki). Несмотря на то что было выпущено достаточно много экземпляров данной модели и в самых разнообразных расцветках, по времени они выпускались не так долго ибо в 1955 году на смену пришла новая модель – сначала модель 500G, а за ней Super Ultra 500, с новой системой заправки, со скрытым фидером(уже как MYU) и с новым внешним видом пера – вмонтированным в грип а-ля Sheaffer, от молодого, прогрессивного и пытливого инженера Сигеки Чиба (Shigeki Chiba). Но это уже совершенно другая история … 🙂
Общие размеры инструмента: длинна в сложенном виде – 127мм, при снятом колпачке – 114мм. Диаметр корпуса – 12мм, грипа – 9.5мм. Общий вес – 15гр, а без колпачка – 9.5гр.
Цвет просто потрясающий, даже не знаю с чем сравнить – может мрамор?
Инструмент был полностью обслужен, усовершенствован и протестирован:)
До переточки пера перо писало с шириной линии прямой стороной – 0.5мм, обратная сторона же откровенно царапала. После переточки прямая сторона стала давать линию при письме без нажима в 0.2мм, нажим же позволяет увеличивать эту линию до 1.0мм. Обратная же сторона теперь пишет гладко с шириной линии так-же в 0.2мм, однако с более скудной подачей, при этом в быстрой штриховке линия уменьшается до 0.1мм.
В итоге: просто шикарный инструмент как для рисунка, так и для каллиграфической практики, при вполне умеренной подаче позволяет безпроблемно использовать нажим. Перо одновременно и мягкое и упругое, при этом легко контролируемое. Конечно его нельзя назвать фулл-флексом или “мокрой лапшой”, но не всегда это нужно, а для эскизов просто идеальный баланс возможностей в совокупности с тонкими линиями.
Update 1:
В качестве первого апдейта, традиционно о проделанной работе с “до” и “после”.
Update 2:
В качестве второго апдейта шуточный эксперимент с возможностью письма на салфетке:).
Update 3:
В качестве третьего апдейта, традиционно, дополнительные ракурсы тестового эскиза – Церковь Успения Богородицы Пирогощи на Подоле (Киев).
Церква Успіння Богородиці Пирогощої (Пирогоща) — християнський храм у Києві, православний кафедральний собор міста доби Середньовіччя. Нині — сучасне (1997–1998) відтворення первісної давньоруської будівлі XII століття, розміщене біля підніжжя Замкової гори на Контрактовій площі.
Існують різні гіпотези щодо назви, але найвірогіднішим є те, що храм названо на честь візантійської ікони «Пірготісс» (у перекладі «вежа»), привезеної з Константинополя, де вона зберігалася саме у вежі. За іншою версією, храм спорудили на кошти купців, що торгували хлібом («пиріг» — хліб і «гощі» — купці). Також існує версія про те, що храм названо на честь купця Пирогостя, що торгував у цій місцевості і виділив гроші на храм.
Перша церква на цьому місці була закладена у 1131 або 1132 році, під час правління сина Володимира Мономаха — Мстислава Володимировича.
The Pyrohoshcha Dormition of the Mother of God Church or simply Pyrohoshcha Church is an Orthodox church in Kiev in the historical neighbourhood Podil. The original church was built in 1130s by the Mstyslav I the Great of Kiev. It was the main church of Podil, and was a temporary cathedral of Kiev Metropolitanate in the early 17 century. In 1613 the church was reconstructured in Renaissance style, and then in 18th-19th centuries was rebuilt in Ukrainian Baroque and Neoclassicism styles.
Церковь Успения Богородицы Пирогощи — православный храм, сооружённый в Киеве возле Подольского торжища (современная Контрактовая площадь) в 1132—1136 годах князьями Мстиславом и Ярополком, сыновьями князя Владимира Мономаха. Церковь упоминается в «Слове о полку Игоревом». В 1935 году разрушен большевиками. В 1998 году на историческом месте построен новый храм.
———————————————————–
20.08.2019
Update 4:
Пример работы инструмента на тексте:
3 Comments
Leave a Comment