Приветствую всех любителей чернильных ручек и чернильного письма. Как оказалось, одним из самых популярных постов на моем сайте, является описание советской ручки АР-96 (“ноготок”) :). Не Монблан, не Монтеграппа, не Пеликан и даже не одна из самых ходовых на постсоветском пространстве АР-95 “Акулий хвост”, а именно АР-96:). Ну чтож, так случилось что ко мне на обслуживание залетел еще один АР-96, но немного в другом исполнении, так что пожалуй сделаю пост-дубль.

Авторучка “СОЮЗ” (АР-2-1) АР-96 с золотым пером.  ЛПО “Союз”. г. Ленинград (Сделано в СССР)

Ручка из себя представляет один из вариантов самой распространенной в (позднем периоде) СССР конструкции с поршневой системой заправки. Емкость для чернил из прозрачного пластика вкручивается в перьевой блок, левосторонней резьбой. Внутри емкости находится поршень с силиконовой головкой и пластиковым червяком, которые приводится в движение пластиковой рукояткой, крепящейся пластиковой гайкой с торца емкости для чернил. Колпачок(на трении) и корпус у данного экземпляра выполнен из металла стального цвета, матированный, один из самых износоустойчивых вариантов исполнения. Клип встроенный, желтого цвета, вероятно позолоченный. Между емкостью для чернил и перьевым блоком расположено украшающее колечко оранжевого цвета, так-же предназначенное для мониторинга чернил без откручивания корпуса.

The pen has the classic and most common in the USSR design of the piston filling system. The transparent plastic ink tank is screwed into the pen unit. Inside the tank is a piston with a silicone head and a plastic “worm”. The cap is made from stainless steel, matted, on friction. Clip built from yellow metal, probably golded. There is an orange ring between the ink tank and the pen unit.

USSR AR-96 Soyuz. Lenskiy.org

Колпачок, помимо позолоченного клипа, украшен черным пластиковым навершием. В нижней части присутствует логотип ЛПО “Союз”, а с диаметрально противоположной стороны знак качества.

On the cap, from the side of the clip, in the lower part have the logo of LPO “Soyuz”. Also present, on the other side is a “USSR quality mark”(Warranted:)). The cap has a black top.

USSR AR-96 Soyuz. Lenskiy.org

Перо: золотое, небольшого размера, на которое нанесено несколько больше информации чем на описанный раннее. Под воздушным отверстием нанесен логотип ЛПО “Союз”, под ним слева штамп 3 в круге (предположительно размер) и справа большая цифра 8. В хвостовой части, на самом конце нанесена пробирная проба золота – 583.

The nib: gold 14K (583), not big, maybe 3rd size with some flexibility. On the nib there is a stamp the logo of the LPO “Soyuz”, then 3 in the circle (probably size) and 8. On the end of nib have probe of gold – 583 in rectangle.

USSR AR-96 Soyuz. Lenskiy.org

В остальном ручка выглядит идентично раннее описанной (подробнее можно ознакомиться здесь) и является почти “клоном” модели Montblanc 420.

The fountain pen looks very nice and presentable.

USSR AR-96 Soyuz. Lenskiy.org

Хочу немного похвастаться следующим: когда я первый раз разобрал эту ручку, то в смотровом окошке не то что не было видно чернил, с трудом можно было разглядеть поршень. К сожалению я как всегда, “с пылу с жару” взялся за дело и не сделал фотографии того как это было:). Но сейчас это выглядит вот так!

USSR AR-96 Soyuz. Lenskiy.org

Общие размеры ручки: длинна в сложенном состоянии 135мм, со снятым колпачком – 121мм. Диаметр корпуса – 11.5мм, в месте хвата – 10мм. Вес инструмента – 20гр, а со снятым колпачком – 12гр.

General dimensions of the pen: 135mm long when folded, 121mm with cap removed. The body diameter is 11.5mm, in the grip diameter – 10mm. The weight of the instrument is 20g, and with the cap removed – 12g.

USSR AR-96 Soyuz. Lenskiy.org

Ну вот дабы полностью не повторять раннее опубликованный пост, немного “минуток истории” о самом предприятии:

По инициативе Л. Б. Красина Акционерное общество «Международная книга» приступает к организации в Ленинграде промышленного производства канцелярских принадлежностей, которые до послевоенного времени импортировались из различных стран мира за чистое золото. В четырехэтажном здании бывшей конфетной фабрики А. Н. Пылина (Лиговский пр., д. 166) создается первое в стране производство канцелярских принадлежностей, получившее вскоре имя Л. Б. Красина. Завод существует с 11 мая 1925 года под названием: Ленинградское отделение 1-й государственной фабрики канцелярских принадлежностей и находится в ведении Акционерного общества «Международная книга». В этом же, 1925 году, в Германии было закуплено оборудование (пресс-автоматы Тюмлер, Альбе-Верке и др.) и материалы для производства канцелярских изделий, а так-же были приглашены и специалисты. В 1927 году в целях развития отечественного производства школьно-письменных принадлежностей Указом Правительства фабрика переименована на фабрику «Союз» имени Л. Б. Красина и переведена в ведение Канцпромтреста Ленинградского областного управления местной промышленности. Фабрика производит перья, кнопки, скрепки, булавки. В 1933 году начался промышленный выпуск логарифмических линеек и готовален. В 1936 году специальным постановлением Совнаркома фабрика «Союз» переименована в завод школьных металлических изделий «Союз» имени Л. Б. Красина. В 1936 году осваивались новые изделия: перо № 36 улучшенного типа, линейки типа Иориша, звукометрические линейки типа Позоева. Проведены опыты по изготовлению авторучки, изготовлены рабочие чертежи пяти различных конструкций автоматических карандашей. И в 1937 году завод освоил выпуск авторучек.

В период Великой Отечественной войны (Второй Мировой войны) завод эвакуировался в г. Ярославль и с 1941 года по 1944 год там организовал производство перьев и авторучек. Станки, машины, пресса доставлялись на склад, расположенный на Углическом шоссе. Этот склад и стал монтажной площадкой будущего завода. В Ленинграде в первые месяцы войны на заводе было организовано производство ручных гранат типа РГД-41 и РГД-43. 17 мая 1944 года завод «Союз» приступает к работам по восстановлению завода. В 1945 году начали восстанавливать цеха по производству пера, готовален и логарифмических линеек. К 1950 году завод выпустил: 5,3 миллиона коробок перьев; 426 тысяч авторучек; 427 тысяч механических карандашей. В 1961 году за высокие производственные показатели, достижения в области эстетики и культуры производства, решением Ленинградского областного Совета профсоюзов и Ленсовнархоза заводу присвоено звание «Предприятие высокой культуры». Производство стальных перьев передано в г. Ярославль.

В 1965 году коллектив работает над освоением шариковых ручек С 1965 года главное направление специализации завода – производство средств письма: перьевых и шариковых ручек, настольных приборов. При заводе «Союз» создается «СКТБ» (специальное конструкторско-технологическое бюро). В июне 1966 года завод приобрел 2-ю Швейцарскую линию для изготовления большеобъемных ампул. Производство большеобъемных ампул было освоено за 10 дней. В 1968 году завод объединился с заводом «Авторучка», который с 2 января 1968 года включен в состав Ленинградского завода «Союз». В 1974 году Ленинградский завод «Союз» реорганизован и переименован в Ленинградское производственно-техническое объединение «Союз». В 1974 г. на базе «СОЮЗа» было создано специальное конструкторско-технологическое бюро средств письма. В эти годы были разработаны специальные ручки для письма в невесомости, которыми писали космонавты на космических кораблях «СОЮЗ-3» и «СОЮЗ-4», разработаны первые отечественные фломастеры, специальные пишущие узлы (пирографы) для регистрирующей аппаратуры электростанций, и популярные некоторое время назад ручки — «шпионы». кризис 1990-х вызвал упадок производства. Сейчас объединение “СОЮЗ” выпускает пишущие школьные принадлежности и изделия из пластика: http://souz.spb.ru/.

At the initiative of L. B. Krasin, the “International Book Joint-Stock Company” is starting to organize industrial production of stationery in Leningrad, which until post-war time were imported from different countries of the world for pure gold. In the four-story building of the former candy factory A. N. Pylin (Ligovsky Ave., 166), the country’s first production of stationery was created. The plant has existed since May 11, 1925 under the name: The Leningrad Branch of the 1st State Stationery Factory and is under the jurisdiction of the “International Book Joint-Stock Company”. In 1925, equipment was purchased in Germany (press automats Tyumler, Albe-Werke, etc.) and materials for the production of stationery, and experts were invited. In 1927, in order to develop the domestic production of school supplies, the factory was renamed to the ” L. Krasin factory “Soyuz”” and transferred to the Kanzpromtrest of the Leningrad Regional Department of Local Industry. The factory produces feathers, buttons, clips, pins. In 1933, the industrial production of logarithmic lines began and is ready. In 1936, the “Soyuz factory named Krasin” was renamed the “Soyuz School Metalware Factory named L. Krasin” with a special resolution of the Council of People’s Commissars of the USSR. In 1936, new products were mastered: dip nibs No. 36 of an improved type, rulers of the Yorish type, sound meters of the Pozoev type. Experiments on the manufacture of pens, working drawings of five different designs of automatic pencils. In 1937, the plant mastered the production of pens.

During the Great Patriotic War (World War II), the plant was evacuated to the city of Yaroslavl and from 1941 to 1944 it organized the production of nibs and fountain pens there. Machines, presses were delivered to a warehouse located on the Uglichsky highway. This warehouse became the installation site of the future plant. In Leningrad, in the first months of the war, the factory organized the production of hand grenades such as RGD-41 and RGD-43. On May 17, 1944, the plant “Soyuz” begins work on the restoration of the plant. In 1945, began to restore the workshop for the production of nibs, ready and slide rules. By 1950, the plant produced: 5.3 million boxes of nibs; 426 thousand fountain pens; 427 thousand mechanical pencils. In 1961, for high production figures, achievements in the field of aesthetics and production culture, by the decision of the Leningrad Regional Council of Trade Unions and Lensovnarhoz, the plant was awarded the title “Enterprise of High Culture”. Production of steel feathers transferred to the city of Yaroslavl.

In 1965, the team has been working on the development of ballpoint pens. Since 1965, the main direction of the plant’s specialization is the production of writing tools: fountain pens and ballpoint pens, desk instruments. When the plant “Soyuz” is created “SKTB” (special design and technology bureau). In June 1966, the plant acquired the 2nd Swiss line for the manufacture of large ampoules. Production of large ampoules was mastered in 10 days. In 1968, the plant merged with the plant “AVTORUCHKA”(fountain pen), which since January 2, 1968 was incorporated into the Leningrad plant “Soyuz”. In 1974, the Leningrad plant “Soyuz” was reorganized and renamed into the Leningrad production and technical association “Soyuz”. In 1974, a special design and technological bureau of writing tools was created on the basis of the “Soyuz”. During these years, special pens were designed for writing in zero gravity, which astronauts wrote on the spacecraft “Soyuz-3” and “Soyuz-4”, developed the first domestic felt-tip pens, special writing units (pyrographs) for recording equipment of power plants, and were popular for some time back handles – “spies pens”. The crisis of the 1990s caused a decline in production. Now the factory “Soyuz” produces writing school supplies and plastic products: http://souz.spb.ru/.

USSR AR-96 Soyuz. Lenskiy.org

Ручка прошла полную профилактику с полным разбором и смазкой всех необходимых частей. После была протестирована.

Fully serviced and tested.

USSR AR-96 Soyuz. Lenskiy.org

К сожалению не могу найти своих старых записей по поводу того как писало перо изначально, но скорее всего как М и достаточно влажно. Сейчас, после настройки и переточки толщина ординарной линии прямой стороной – 0.25-0.3мм, нажим увеличивает эту линию до 0.8мм. Обратная сторона пишет почти так-же, с шириной в 0.25мм, но с меньшей подачей, отчего линия выглядит более прозрачной. (очень хорошо видно на темных чернилах, когда хорошо проявляется цвет).

The thickness of the ordinary line with the right side is 0.25-0.3 mm, the pressure increases this line to 0.8 mm. The reverse side writes a little transparency, but also smooth and is about 0.25mm.

USSR AR-96 Soyuz. Lenskiy.org

Что в итоге?: конечно можно сказать что это выбор для бюджетного сегмента или коллекционеров эпохи СССР:), но тем не менее она пишет и даже вполне неплохо. В идеале нужно приложить к ней руки, сделать профилактику, настройку, как и большинству техники тех времен, но если все сделать “как нужно”, то она может радовать вас результатами:). Так что определенно для фанатов и увлеченных!

ps: опытный глаз любителя (и профессионала) мог заметить что на фото описания у ручки присутствует знаменитое, характерное “янтарное” колечко, а на фотографии с эскизом нет:). “ГДЕ КОЛЬЦО?” – спросите вы:). Так вот после чистки и полировки, а так-же сборки, выяснилось что грип ручки был порядком “уставший” и в нижней части присутствовала большая трещина через которую сочились чернила. После 2х попыток заклеить и по согласованию с владельцем было принято решение заменить на идентичный грип от харьковской модели (аналог Союз АР-102). Грипы полностью идентичны, за тем исключением что этот длиннее на величину “янтарной” вставки, которую пришлось убрать на время теста пера. Можно конечно отрезать лишнюю часть и установить кольцо на место, но владелец посчитал что данный вариант приемлем тоже.

The result: a bright representative of the Soviet Union, with not bad writing characteristics: smooth wet writing with Montblanc 420 design at a cheap price.

USSR AR-96 Soyuz. Lenskiy.org

Update 1:

В качестве традиционного апдейта о проделанной работе с пером(помимо чистки), “до” и “после”.

USSR AR-96 Soyuz. Lenskiy.org

Update 2:

Опять же, традиционно, в качестве второго апдейта, дополнительные ракурсы эскиза – Будинок Купецького зібрання – нині Національна філармонія України (Центральний корпус, в якому розташовано Колонний зал ім. Лисенка).

Відлік концертних сезонів Національна філармонія веде з 1863 року, коли було засновано Київське Відділення Імператорського Російського Музичного Товариства. В цей час музичне життя Києва бурхливо розвивається — на Київські контрактові ярмарки приїздять з концертами відомі європейські музиканти: Ференц Ліст, брати Венявські та інші. Серед організаторів були такі відомі на той час громадські діячі і музиканти як Р. Пфеніг, М.Лисенко, П. Селецький, М. Богданов.
У 1882 Російське Музичне Товариство отримує новий концертний майданчик — щойно збудований за проектом В. М. Ніколаєва Будинок купецького зібрання, відомий нині як Колонний зал імені М. В. Лисенка. У цьому будинку відбувалися бали-маскаради, сімейні свята, благодійні лотереї, літературні і музичні вечори, а у 1890-ті роки ранки камерної музики, організовані цим товариством. Через кілька років після будівництва Купецького зібрання академік архітектури В.Ніколаєв став одним із членів Директорату Київського музичного Товариства.

National Philharmonic of Ukraine. Kyiv. Lenskiy.org

The National Philharmonic of Ukraine, often referred to as Kiev Philharmonic and National Philharmonic, is a complex of two adjacent concert halls in the Khrestchaty Park in Kiev, Ukraine. Formerly the Merchant’s House, the building’s use for musical performances is associated with the Philharmonic Society, established by Mykola Lysenko.
The historic building was built at the end of the 19th century. Standing at the end of Khreschatyk street near the European Square, it has hosted numerous Russian composers such as Sergei Rachmaninoff, Alexander Scriabin, and Pyotr Ilyich Tchaikovsky and famous opera singers like Leonid Sobinov and Feodor Chaliapin.

National Philharmonic of Ukraine. Kyiv. Lenskiy.org

Национальная филармония Украины – первые концертные сезоны в Национальной филармонии начались в 1863 году, когда было основано Киевское отделение Императорского Русского музыкального общества. В это время музыкальная жизнь в Киеве бурно развивается — на Киевские контрактовые ярмарки приезжают с концертами известные европейские музыканты: Ференц Лист, братья Венявские и другие. Среди организаторов были такие известные в то время общественные деятели и музыканты как Р. Пфенниг, Н.Лысенко, П. Селецкий, М. Богданов. Купеческое собрание просуществовало до 1919 года. Затем в его помещении расположился Пролетарский дом искусств. Позже — Дом политического образования, потом клуб «Большевик». А в 30-е годы — Дворец пионеров и октябрят. В начале войны в 1941 году деятельность Киевской государственной филармонии была прекращена, а бесценные архивы сожгли по приказу «сверху». Во время оккупации Киева в доме бывшего Купеческого собрания расположился немецкий офицерский клуб. Этот дом, один из немногих, уцелел вблизи разрушенного Крещатика.
По генеральному плану послевоенного восстановления Крещатика и после тщательного обследования дома бывшего Купеческого собрания это историческое сооружение предназначалось под снос, поскольку находилась в аварийном состоянии. Но дом не стали разрушать. Ведь лучшего помещения с замечательной акустикой для филармонии нечего было и искать в полуразрушенном городе. Киевская филармония начала здесь свою работу уже в 1944 году.
В 1980-е годы Филармония пережила несколько аварий. Были затоплены подвалы, из-за чего погибли архивы и одна из лучших нотных библиотек в Киеве.
В 1990-х гг. Колонный зал им. Лысенко был закрыт на реставрацию и открыт в декабре 1996 года. В 1996 году был создан Симфонический оркестр Национальной филармонии Украины.

National Philharmonic of Ukraine. Kyiv. Lenskiy.org

11 Comments

  • 23.07.2019 Ответить

    Федор

    Большое спасибо за интереснейшую статью! У советских ручек есть свой какой-то скромный шарм. Интересно бы построить хронологию выпуска моделей, тех же Ар-65, Ар-95, Ар-96.

    • 23.07.2019 Ответить

      Andrew Lensky

      Приветствую Федор!

      Всмысле какую раньше сделали, а какая модификация? На год “разработки”, косвенно указывает год в ГОСТе, самый ранний, помоему 69, но есть и 74ый, ТУ – это уже более поздние решения, как мне думается. В остальном Монблан придумали раньше:). На счет шарма – неуверен, скорее это ностальгия по ушедшему детству, с другой стороны – да они работают, да система заправки – поршневая и в принципе что еще нужно?:)

  • 23.07.2019 Ответить

    Федор

    ГОСТ это основополагающий документ, с правилами приемки, методами испытаний и тд, они могли переиздаваться , не влияя на изготовление конкретных моделей. А каждая модель делалась по ТУ, их не публикуют, да и сохранились ли они, если сами заводы уже не работают. По обозначению ТУ можно было бы определить год.
    Шарм таки есть.) Сами же пишете, что очень популярная статья именно про эту модельку. Сам с равным удовольствием пользуюсь и Пеликанами и АРами, и совершенно не легли в руку Паркеры.

  • 23.07.2019 Ответить

    Федор

    С удовольствием бы почитал про старые, довоенные модели советских ручек. Наверное, Вам приходилось их ремонтировать?
    С уважением, Федор.

    • 23.07.2019 Ответить

      Andrew Lensky

      Над комментариями, внизу статьи, есть хэштэги, если нажать на USSR, то можно прочитать про советские ручки прошедшие через меня. А еще на форуме elitepen.ru, есть тезка Андрей (Andrey8352), опыт которого несравнимо больше моего, как и коллекция по ручкам периода СССР. У него есть соответствующие очень познавательные темы.

      Касательно еще почитать – есть замечательная книга “Авторучка”, Суханова, 1956г издания – можно найти иногда на Авито или Мешке. Там расписаны подробно устройства ручек с маркировкой моделей.

      Паркер бывает разный. Дуофолд начала века это просто ни с чем не сравнимый опыт и ощущения, а легенда 51 меня тоже не вречатлила, возможно я “переелся” подобными в детстве. А то что АР популярная в основном обусловленно огромным вторичным рынком (произведено то их было огого), доступностью к покупке и низкой ценой за ручку с золотым пером – какое-бы ни было все остальное, а волшебное словосочетание “золотое перо”, значительно добавляет виртуального веса предмету упоминания:).

  • 23.07.2019 Ответить

    Федор

    Дуофолд такой имею, но пока не прочувствовал. 51 тоже не впечатлил, а его младший брат или сестра- Ар-65- одна из любимых ручек. Именно по эргономике и мягкости письма. Словосочетание- Золотое перо, конечно, звучит, но более короткое-“Паркер!” имеет гораздо большее магическое воздействие для большинства обративших внимание на ручку.))
    На сайте я числюсь как Инженер 74.)
    Суханова поищу, спасибо за наводку!

  • 13.08.2019 Ответить

    Федор

    Добрый день! Такой вопрос- а Вы не пробовали писать пером с “ложкой”? Как на старых советских ручках? Интересно, что позволяет это перо? По-моему, оно довольно строгое к углу наклона и силе нажима.
    С уважением.

    • 13.08.2019 Ответить

      Andrew Lensky

      Приветствую Федор!

      Да были у меня такие перья и по-моему даже в каком-то обзоре экс-советской ручки они есть. Собственно как и все советское – свойства их не предсказуемы. Были и жесткие и условно полу-гибкие, но да, по большому счету ничего интересного. Хотя вот ржавых и съеденных не попадалось, так что сталь видимо неплохая:), хотя были и с отломанным “усом” и один раз даже стертое (без “ложечки”), но на этом как бы все. На старых, Харьковских ручках (“советский Пеликан”) стояла 5.5 модель, но в более позднем периоде перешли на 5ый размер, так что большинство таких перьев это 5ка, делал их, по всей видимости Ярославский завод и рассылал по всему Союзу.

  • 13.08.2019 Ответить

    Федор

    Понятно, что чудес там не будет, но из исторического интереса…)

Leave a Comment

Error: Please check your entries!