Банзай!!!! – или как рушатся мечты. Сегодня хочу показать вам одну из моделей элиты японской индустрии перьевых инструментов. Эти ручки одни из наиболее желанных среди коллекционеров да и просто любителей чернильных письменных инструментов.
Banzai !!!! – or how dreams are crumbling. Today I want to show you one of the models of the elite of the Japanese fountain pen industry. These pens are one of the most wanted by collectors and even just fans of fountain writing instruments.
Nakaya Cigar Kikyo 桔梗 (handmade in Japan) №01032
Инструмент из себя представляет 100% форму сигары без каких-либо оговорок:). Материал корпуса, колпачка и секции – эбонит покрытый знаменитым японским лаком уруши Вадзима (Wajima urushi). Цвет лака – синий, элегантно названный производителем “Чикё” (Kikyo по-японски называется цветок “китайский колокольчик”). Интересно, что на официальном сайте цвет примера полностью не соответствует реальному цвету инструмента, в то время как указанные для него RGB параметры близки к реальности (R40, G20, B200). Система заправки картриджно-конвертерная, проприетарного формата Platinum. Колпачок на резьбе, резьба 4-х заходная, полное закрытие/открытие за 1.5 оборота.
This pen is 100% cigar shape without any reservations :). The material of the body, cap and section is ebonite coated with the famous Japanese lacquer of Wajima urushi. The color of the varnish is blue, elegantly named by the manufacturer “Kikyo” (this is the Japanese name for “Chinese bellflavour”). Interestingly, on the official website, the color of the example does not completely match to the real color of the instrument, while the RGB parameters informed for it are close to reality (R40, G20, B200). The filling system is cartridge-converter, proprietary Platinum format. Cap on thread, 4-start thread, full closing/opening in 1.5 turns.
Внутренняя муфта секции идентична моделям Platinum Balance PTB-10000 и целлулоидным Platinum Century #3776 как по элементам с габаритами, так и по резьбе. Корпус и колпачок цельно-точенные из эбонита, в колпачок вставлена заглушка из твердого, на вид пористого, материала.
The section inner sleeve is identical to the Platinum Balance PTB-10000 and Platinum Century #3776 Celluloid models in both dimensions and threads. The body and cap are one-piece-chiseled ebonite. In cap inserted a solid plug from seemingly porous material.
Перо: золотое, ординарно -жесткое(гвоздь), типичное классическое перо Platinum, 6го размера, тип 26(как и у Platinum Century #3776). Перо покрыто родием. На перо, помимо орнамента, нанесен логотип Nakaya в виде глобуса с фамилией основателя компании – г-на Nakata, под ним 14К, 細 (размерность F) и проба золота – 585. В хвостовой части нанесен тип пера – 26. На внутренней стороне пера, в хвостовой части, нанесен код 314 – дата производства – март 2014 года. Перо с фидером в секции монтируется на трении.
Nib: solid gold, ordinary rigid ( like a nail), Platinum typical classic nib, size 6, type 26 (same as Platinum Century # 3776). The nib is rhodium plated. On the nib, in addition to the ornament, the Nakaya logo is applied in the form of a globe with the name of the founder of the company – Mr. Nakata, below it is 14K, 細 (tip size F) and the samples of gold – 585. In the base of nib imprinted a type of nib – 26. On the inner side of the nib , on the base, has code 314 – production date – March 2014. The nib with feeder in the section is mounted on friction.
Общие размеры инструмента: длинна в сложенном виде – 149мм, при снятом колпачке – 130мм. Диаметр корпуса – 15мм, в месте хвата – 11мм. Вес не заправленной ручки без картриджа или конвертера – 18гр, без колпачка – 12.75гр, с полным картриджем 14.5гр, с конвертером 17.5гр.
Overall dimensions: folded length – 149mm, with the cap removed – 130mm. Body diameter – 15mm, at the grip – 11mm. The weight of an unfilled pen(without cartridge or converter) is 18g, without cap – 12.75g, with a full cartridge 14.5g, with a full converter 17.5g.
Минутки истории:
Что можно сказать о брэнде Nakaya? История брэнда как бы состоит из двух частей: первая – далекая далекая, а вторая совсем недавняя. Господин Шуничи Наката (Shunichi Nakata) начал свой бизнес в далеком 1919 году как продавец чернильных ручек, а уже в 1924 году основал компанию “Nakaya Seisakusho” (Сейсакушо переводится как “фабрика”). Логотип на о время выглядел как ныне известный глобус (почти как у Waterman Ideal) с инициалами S * N. Но уже в 1928 году компания сменила название на “PLATINUM FOUNTAIN PEN co.”, хотя логотип остался прежним. Когда появился нынешний, современный логотип компании “P” я не знаю, но еще в 60х годах прошлого века на рекламах встречался оригинальный логотип.
Minutes of history:
What can say about the Nakaya brand? The history of the brand, as it were, consists of two parts: the first is distant, and the second is quite recent. Mr. Shunichi Nakata started his business in 1919 as a seller of fountain pens, and in 1924 founded the company “Nakaya Seisakusho” (Seisakusho translates as “manufacture”). For a while, the logo looked like the now-famous globe (almost like the Waterman Ideal) with the initials S * N. But already in 1928 the company changed name to “PLATINUM FOUNTAIN PEN co.”, Although the logo remained the same. I don’t know when the current, modern logo “P” of the company appeared, but back in the 60s of the last century, the original logo was found on the posters.
Теперь что касается современной части истории. В 1999 году, внук основателя компании – Тошия Наката(Toshiya Nakata), создал компанию Nakaya, чтобы позволить мастерам компании Platinum, вышедшим на пенсию, продолжать заниматmся любимым делом. Тогда компания состояла из 4х человек: Mr. Nakata, Mr. Watanabe (мастер по перьям), Mr. Maruyama (мастер по металлу и фурнитуре) и Mr. Matsubara (мастер по эбониту и корпусам). Немного позже к ним присоединился Mr. Yoshida собственно дизайнер компании Platinum по моделированию форм, а сам господин Toshiya Nakata возглавил компанию Platinum как президент, сменив на этом посту своего отца Тошихиро Наката(Toshihiro Nakata).
Особо интересную историю рассказал г-н Тошия Наката по поводу того как родилась идея производить ручки с ныне популярным покрытием уруши: в 2002 году он получил необычный заказ от мастера уруши из Вадзиме (самом известном японском городе-производителе продукции уруши и маки-э). Этот мастер пожелал купить эбонитовую ручку без клипа и каких либо вообще украшений и фурнитуры. Такие простые формы Накая еще не производила, но они пошли на встречу и сделали один вариант и выслали мастеру. А мастер тем временем покрыл ручку несколькими слоями urushi, и создал для себя уникальный письменный прибор. Позже он показал свое творение г-ну Накате, который был настолько впечатлен, что спросил его, может ли он постоянно делать такие шедевры. Так и родилась самая успешная ручка Накая:). Сейчас самая популярная отделка tamenuri, которая имеет в основе красный лак, покрытый сверху либо черным, либо коричневым urushi. По мере того как отделка стареет, верхнее покрытие истирается и становится прозрачным позволяя цвету проступать (подсвечивается), как подсветка в бассейне с водой. Поскольку эбонит достаточно легкий материал, а привередливые заказчики имеют индивидуальные желания, то была придумана еще одна инновация по утяжелению конструкции ручки или смещению баланса. Внутри эбонитового корпуса нарезается резьба по всей длине и потом во внутрь вкручиваются латунная втулка стандартной длинны. Втулка может как регулировать баланс располагаясь в любой части корпуса, так и утяжелить весь инструмент (внутрь корпуса может поместится до 5и втулок по 1гр каждая) – так что компания не стоит на месте, а двигается всегда вперед. В качестве материала для перьев используется 14 и 18каратное золото с покрытием родием для украшения. В качестве твердосплавного материала используется iridosmine – сплав, состоящий из 65% иридия, осмия, рутения и 35% платины и других металлов данной группы. С помощью данного окончания можно написать 5-6 миллионов символов, что в пересчете на расстояние около 60-70 км и при скорости письма 1000 символов в день его должно хватить на 10 лет.
Now for the modern part of history. In 1999, the grandson of the company’s founder, Toshiya Nakata, created Nakaya to enable retired Platinum craftsmen to continue doing what they love. Then the company consisted of 4 people: Mr. Nakata, Mr. Watanabe (nib master), Mr. Maruyama (metal and fittings master) and Mr. Matsubara (ebonite barrel master). A little later they were joined by Mr. Yoshida is actually Platinum’s shape modeling designer, and Mr. Toshiya Nakata himself took over the Platinum company as president, succeeding his father, Toshihiro Nakata.
A particularly interesting story was told by Mr. Toshiya Nakata about how the idea to produce pens with the now popular urushi coating was born: in 2002 he received an unusual order from an urushi master from Wajima (Japan’s most famous city of urushi and maki-e production). This master wished to buy an ebonite fountain pen without clip and any other elements at all. Nakaya has not yet produced such simple forms, but they went and made one version and sent it to the master. Meanwhile, the master covered the pen with several layers of urushi, and created for himself a unique writing instrument. He later showed his tool to Mr. Nakata, who was so impressed that he asked him if he could consistently make such masterpieces. This is how the most successful Nakaya pen was born :). Nowadays the most popular finish is Tamenuri, which is based on a red lacquer topped with either black or brown urushi. As the finish ages, the top coat wears away and becomes translucent allowing color to show through (illuminate) like a pool light. Since ebonite is a fairly light material, and fastidious customers have individual desires, another innovation was invented to make the pen construction heavier or shift the balance. Inside the ebonite body, a thread is cut along the full length and then a brass bushing of standard length is screwed into the inside. The bushing can both adjust the balance positioned in any part of the body and make the tool heavier (up to 5 bushings of 1 g each can fit inside the body) – so that the company does not stand still, but always moves forward. The nibs are made of 14K and 18K solid gold and rhodium plated for decoration. Iridosmine is used as a tip material – an alloy consisting of 65% iridium, osmium, ruthenium and 35% platinum and other metals of this group. Using this tip, can you write 5-6 million characters, which in terms of a distance about 60-70 km and at a writing speed of 1000 characters per day, it should be enough for 10 years.
Данная ручка была мне отправлена в сервис по перу, поскольку в службе Накаи уже не работает специалист из русскоязычной поддержки, да и в связи с карантинной ситуацией неизвестна работа почтовой службы и самой компании. Инструмент был полностью обслужен и настроен, а после проверен.
This pen was sent to me for nib service, because a Russian-speaking specialist from Nakaya support no longer works in service, and due to the quarantine situation, the work of the postal service and the company itself is unknown. The tool was fully serviced and adjusted, and then full tested.
Мне неизвестна изначальные характеристики пера, потому что перо было, мягко говоря, не идеальным, но по информации с официального сайта ширина линии для пера размерности F должна находится в пределах 0.28-0.34мм. Данное перо давало линию около 0.4мм, при этом имело неприятную обратную связь. Оно не царапало, но создавало ощущение письма по наждачной бумаге или песку. После настройки и уменьшения наконечника ширина линии прямой стороной составляет 0.25мм, при этом нажим позволяет незначительно увеличить линию до 0.45мм. Обратная сторона дает линию величиной в 0.2мм с прозрачной линией.
I do not know the start characteristics of this nib, because the nib was, to put it mildly, not ideal, but according to the information from the official website, the line width for F size nib should be within 0.28-0.34mm. This nib has line of about 0.4mm and had unpleasant feedback. It didn’t scratch, but it felt like writing on sandpaper. After adjusting and reground, the line width of the right side is 0.25mm, while the pressure allows the line to be slightly increased to 0.45mm. The reverse side has a 0.2mm line with a transparent line.
В итоге: что я хотел сказать когда планировал только написать пост, после работы с инструментом? Что в данном инструменте только один плюс и это красивый корпус. Даже нет, не просто красивый, а красивейший!:) Все остальное сплошное недоразумение, включая проблемы с пером. Я считаю что настолько известная компания со своим индивидуальным подходом к клиенту просто не вправе отправлять клиенту перо в таком состоянии! Но после подготовки поста и понимания истории и истоков новой компании я пожалуй спишу это на недоразумение или неудачное стечение обстоятельств, которое удачно завершилось для владельца этого инструмента. Далее я просто промолчу безо всяких выводов.
ps: немного был удивлен достаточно большому расходу чернил на таком тонком пере. На эскиз формата А4 и 3 не плотных тестовых страницы А5 истратилось 3/5 заправки конвертера Platinum. В то время как на обильно подающем моем Pilot Capless VP с конвертером Con-40(!!!) я уже нарисовал 8 дней Inktober Challenge A5 формата каждый.
At the end: what did I want to say when I only planned to write a post, after working with the tool? That this instrument has only one pros and that is a beautiful body. No, not just beautiful, it’s magnificent! 🙂 Everything else is sheer misunderstanding, including problems with the nib. I believe that such a well-known company with its individual approach to the client simply has no right to send a pen to the client in such a state! But after preparing this post and understanding the history and origins of this company, I’ll probably write it off as a misunderstanding or an unfortunate coincidence of circumstances that ended well for the owner of this tool. Further, I will simply remain silent without any conclusions.
ps: I was a little surprised by the fairly high ink consumption on such a thin tip. 3/5 of Platinum converter was spent on the A4 sketch and 3 not dense A5 test pages. While on my moderate+ flowing Pilot Capless VP with Con-40 converter (!!!) I have already drawn 8 days of Inktober Challenge A5 format each.
update 1
В качестве первого апдейта хочу показать не менее красивое “Pen Kimono” для данного инструмента.
As the first addon I want to show the equally beautiful “Pen Kimono” for this instrument.
update 2
В качестве второго апдейта о проделанной работе, традиционно “до” и “после”.
As a second addon about the work done, with traditionally “before” and “after”.
update 3
А вот в качестве третьего апдейта, та самая ложка(половник) дегтя или недоразумение которое пришлось исправлять. Я так подозреваю что за 20 лет существования компании мастера уже могли и поменяться, а постоянный спрос на продукцию требует искать новые решения и мастеров для изготовления инструментов.
But as the third addon, the same spoon (ladle) of tar or a misunderstanding that had to be corrected. I suspect that over the 20 years of the company’s existence, craftsmen could have changed, and the constant demand for products requires looking for new solutions and craftsmen for making tools.
update 4
В качестве последнего апдейта традиционно эскиз – Тацуя Накадай из ленты 1962 года “Харакири” за которую он получил свою первую премию “Голубая лента”.
As the last addon, traditionally a sketch – Tatsuya Nakadai from the 1962 film “Harakiri” for which he received his first Blue Ribbon award.
Тацуя Накадай (仲代 達矢) — японский актёр. Тацуя Накадай попал в мир кино, когда режиссёр Масаки Кобаяси обратил внимание на молодого клерка в магазине одежды и пригласил его на главную роль в фильм «За толстой стеной». Так началась многолетняя дружба, за время которой они успели поработать над 11 совместными картинами, включая такие признанные шедевры, как «Харакири», «Кайдан», «Бунт самураев» и трилогия «Условия человеческого существования».
Всего же за свою карьеру Накадай успел сняться у многих известных режиссёров. Кроме фильмов Кобаяси, он снялся в девяти фильмах Кихати Окамото (в частности, в таких известных фильмах, как «Меч судьбы» и «Убей!»), в девяти фильмах Хидэо Гося («Гоёкин»), в шести фильмах Кона Итикавы («Пламя», «Ключ»), в шести фильмах Акиры Куросавы («Телохранитель», «Отважный самурай», «Рай и ад», «Тень воина», «Ран»), в пяти фильмах Микио Нарусэ («Когда женщина поднимается по лестнице») и в двух фильмах Хироси Тэсигахары («Чужое лицо»). Во многом это стало возможным благодаря тому, что Накадай изначально не стал себя связывать долгосрочным контрактом ни с одной из студий-гигантов киноиндустрии Японии и поэтому мог принимать любые предложения.
Tatsuya Nakadai (仲代 達矢) is a Japanese film actor famous for the wide variety of characters he has portrayed and many collaborations with famous Japanese film directors.
He was featured in 11 films directed by Masaki Kobayashi, including The Human Condition trilogy, wherein he starred as the lead character Kaji, plus Harakiri, Samurai Rebellion and Kwaidan.
Nakadai worked with a number of Japan’s best-known filmmakers—starring or co-starring in five films directed by Akira Kurosawa, as well as being cast in significant films directed by Hiroshi Teshigahara (The Face of Another), Mikio Naruse (When a Woman Ascends the Stairs), Kihachi Okamoto (Kill! and The Sword of Doom), Hideo Gosha (Goyokin), Shirō Toyoda (Portrait of Hell) and Kon Ichikawa (Enjō and Odd Obsession).
На этом все, всем пока!
И удачных покупок!
That’s all, bye everyone!
And happy shopping!
6 Comments
Leave a Comment