Всем огромный привет! Сегодня хочу познакомить вас с вот такой вот случайной исторической находкой одного из представителей большой японской тройки. Надеюсь для любителей перьевых инструментов и исторических моделей это будет интересно.
Hello everyone! Today I want to acquaint you with just such a random historical find of one of the big Japanese three. I hope this will be interesting for fans of fountain pens and historical models.
Sailor Profit 21K (made in Japan) presumably 1993.
Данный инструмент изготовлен из смолы черного цвета похожего на “драгоценную смолу” компании Montblanc, а именно с красным свечением на просвет ярким лучом. Форма ручки похожа на сигару с немного заостренными окончаниями. Система заправки картриджно-конвертерная, проприетарного формата Sailor. Колпачок на резьбе и резьба точно такая-же как у современных моделей – 2х заходная. Закрытие/открытие происходит за 2 оборота.
This tool is made of a black resin, similar to Montblanc’s “precious resin”, with a deep red glory behind light beam. The shape of the pen is similar to a cigar but with slightly pointed ends. Filling system is cartridge-converter, proprietary Sailor format. The cap on thread and the thread is exactly the same as in modern models – 2-start. Closing / opening in 2 turns.
Колпачок украшен широким позолоченным кольцом на которое нанесены Sailor Japan Profit 21K. Интересным представляется тот факт что буквы внутри заполнены черным лаком, по всей видимости нанесенным вручную, хотя изначально мне показалось что это анодирование. Клип имеет привычную Sailor’овскую форму и он также позолочен. Одним из явных отличительных элементов по сравнению с современными моделями является позолоченное кольцо между секцией и пером и это самая большая проблема винтажных моделей. Обычно это кольцо утрачивает позолоту и быстро начинает ржаветь, однако мне повезло и мой экземпляр практически мало использовался.
The cap is decorated by wide gold-plated ring on which Sailor Japan Profit 21K is applied. An interesting fact is that the letters inside are filled with black lacquer, apparently applied by hand, although initially it seemed to me that it was anodizing. The clip has the usual Sailor shape and is also gilded. One of the main distinguishing elements compared to modern models is the gold plated ring between the section and the nib and this is the biggest problem with vintage models. Usually this ring loses its gilding and quickly starts to rust, but I was lucky and my pen was practically used little.
Перо: наверное можно сказать обычное, по современным меркам, золотое, хотя 21 каратное (875 пробы), лишь немного упругое, примерно 5.5 размера. На пере присутствует минимальный линейный узор по контуру, в центре которого располагается оригинальный логотип компании в виде якоря, под ним 21К, оригинальное написание Sailor. Немного ниже расположился JIS штамп (Japan Industrial Standards) принятым с 1954 году для контроля качества министерством промышленности Японии. А в самом основании пера нанесен дата код – 302, который информирует что данное перо было изготовлено в феврале x3 года. Традиционно на левой стороне пера стоит штамп типа и размерности пера – H-MF(Hard – Medium Fine).
The nib: I can say the ordinary, by modern standards, gold, but 21 carat (875 samples of gold), with slightly elastic, about the size of 5.5. On the nib there is a minimal line ornament along the contour, in the center of which is the original company logo in the form of an anchor, under it is 21K, the original banding logo Sailor. Slightly below is the JIS stamp (Japan Industrial Standards) used since 1954 for quality control by the Japanese Ministry of Industry. And at the end of base nib is the date code – 302, which informs that this pen was made in February x3 (1983?). Traditionally on the left side of the nib there is a stamp of type and size nib – H-MF (Hard – Medium Fine).
Общие размеры инструмента: длинна в сложенном состоянии – 135мм, при снятом колпачке – 117мм, одетом на торец – 147мм. Диаметр корпуса – 12.2мм, а в месте хвата – 10мм. Полный вес с не заправленным конвертером – 19.5гр, а без колпачка – 12.4гр.
The overall dimensions: folded length – 135mm, without cap – 117mm, posted – 147mm. The diameter of body is 12.2mm, and at the grip it is 10mm. The full weight with unfilled converter is 19.5g, and without cap – 12.4g.
Минутки истории:
конечно когда я готовил этот пост я хотел подготовится и рассказать поподробнее, не столько самой компании(об этом я рассказывал в предыдущих постах), сколько о самой модели. Однако как казалось в сети не так много информации об этой модели, более того как назло на fountainpennetwork именно сейчас затеяли обновления из-за чего форум недоступен уже несколько дней. Но ладно я поделюсь теми крошками которые мне удалось найти. Первое о чем я хотел бы упомянуть, что появление данной модели было приурочено к 70и летию компании, т.е. в 1981 году. Это была новая топовая модель с относительно большим и элегантным пером из 21каратного золота и по всей видимости это был немного запоздалый ответ на серию Pilot Custom (1974) и Platinum Century (1978). Судя по рекламе того времени, в производстве перьев использовалась технология закалки металлов для достижения “аккуратной гибкости” пера и невероятно гладкого скольжения. Ручка обладала идеальным балансом строго по центру. Как я понял отсюда и появилось ее оригинальное название “PRO FIT” – т.е. “профессионально”. Да, да, именно Profit, а термин 1911 появился намного позже. Так что модель представленная в теме это скорее всего и есть первый вариант дизайна. В сети я нашел продажу одного лота с расширенным описанием от pen.wing.stationary, очень похожую на мою, но с немного измененным рисунком пера – добавлена надпись 1911, при этом казано что ручка 1995года. Я думаю что к очередному юбилею компании, а именно к 80летий, в 1991 году было решено добавить на перо флагмана именно дату основания компании – 1911. Так-же pen.wing.stationary утверждает что все перья старших моделей ручек настраивал индивидуально сам мистер Nobuyoshi Nagahara, о чем ему сообщил сын Yukio Nagahara на одном из pen show в Tokyo. Что же касается 1911 в самом названии моделей, то оно было введено лишь в 2011 году на 100 летний юбилей компании. Логично предположить что в этом же году произошла и смена дизайна на тот которым обладают современные перья, с орнаментом по периметру и 1911 в центре, вместо якоря. Знатоки и любители бренда с FPN утверждают что ранние перья намного приятнее в письме чем современные, они и пишут более гладко и не такие жесткие в ощущениях. Когда же произошло деление на 3 вида внутри модельного ряда: на Standard (Classic, Medium), Large и King of Pen мне найти не удалось.
ps: от коллег в комментариях(спасибо Garkeen D Chan) появилось дополнение – в 1981 году когда появилась эта модель она комплектовалась только перьями в 14К и на перьях отсутствовала маркировка размерности. В 1991 гожу, к 80-и летию компании, производитель только стал устанавливать 18К перья. Так что есть логичное предположение что возможная дата производства представленной модели это 1993.
Minutes of history:
of course, when I was preparing this post, I wanted to find and tell for you more detail, not so much the company itself (I talked about this in previous posts), but about this model line. However, as it seemed, there was not much information on the network about this model, moreover, as luck would have it on fountainpennetwork started updating right now, which made the forum unavailable for several days. But okay, I’ll share those crumbs that I managed to find. The first thing I would like to mention is that the appearance of this model was timed to coincide with the 70th anniversary of the company, i.e. in 1981. It was a new top model with a relatively large and elegant 21k gold nib and was apparently a slightly belated response to the Pilot Custom (1974) and Platinum Century (1978). Advertising from the time suggests that the nibs used metal-tempering technology to achieve “delicate flexible” and incredibly smooth glide. The pen was perfectly balanced in the center. As I understand from this, its original name “PRO FIT” appeared “professionally”. Yes, yes, Profit, and the term 1911 appeared much later. So the model presented in the topic is most likely the first design option. On the network I found a sale of one lot with an extended description from pen.wing.stationary, very similar to mine, but with a slightly modified nib design – with added inscription 1911, while the pen is 1995 dated. I think that for the next anniversary of the company, namely the 80th anniversary, in 1991 company was decided to add the date of foundation of the company – 1911 to the flagship model. Pen.wing.stationary also claims that all the nibs of the top pen models were individually tunned by Mr. Nobuyoshi Nagahara himself , as reported by his son Yukio Nagahara at a pen show in Tokyo. As for the 1911 in the very name of the models, it was introduced only in 2011 for the 100th anniversary of the company. It is logical to assume that in the same year there was a change in design to the modern nibs, with an ornament around the perimeter and 1911 in the center, instead of an anchor. FPNer fans claim that early nibs are much nicer to write than modern ones, they feels write smoother and softer. When there was a division into 3 types within the lineup: into Standard (Classic, Medium), Large and King of Pen, I could not find, sorry.
ps: an addition appeared in the comments from FPNer(thanks to Garkeen D Chan) – in 1981, when this model appeared, it was equipped with only 14K nibs and there was no size marking on the nibs. In 1991, for the 80th anniversary of the company, the manufacturer only began to install 18K nibs. So there is a logical assumption that the possible production date of the presented model is 1993.
Инструмент мной был куплен с проблемой, а именно выгнутым пером, но как оказалось позднее по факту разборки еще и с забитым фидером – но это ничто по сравнениюю с удовольствием исследований:). После полного обслуживания и настройки ручка была полностью протестирована.
I bought this tool with a problem, namely a curved nib, but as it saw later, after the disassembly, it also had a clogged feed – but this is nothing compared to the pleasure of research :). After full service and adjustment, the pen has been fully tested.
Ширина ординарной линии прямой стороной составляет – 0.3-0.35мм. Разумный нажим позволяет увеличить эту линию до 0.65мм. Обратная сторона пишет тонко и прозрачно с шириной линии 0.2мм. Скольжение очень гладкое и приятное.
The width of ordinary line by right side is – 0.3-0.35mm. Reasonable pressure allows this line to be increased to 0.65mm. The reverse side writes thinly and transparently with a line width of 0.2mm. The glide is really very smooth and pleasant.
В итоге: я не знаю действительно ли Mr. Nagahara касался этого пера и действительно ли эта модель 1983 года (мне будет приятно так думать), но я действительно получил удовольствие ремонтируя эту ручку и исследуя историю. В остальном это качественно сделанная ручка с красивым и приятным пером. Действительно ли она лучше современных перьев модели 1911? Я думаю да, перо приятнее, но скорее не на абсолютном уровне, а на уровне нюансов. Имея две ручки одновременно можно почувствовать эту разницу, но удаленно наверное будет трудно, хотя гладкость скольжения бесспорно на этом экземпляре выше чем на современных моделях 1911 что я пробовал раннее.
At the end: I don’t know if Mr. Nagahara touched this pen and whether it really this pen from 1983 (I’d like to think so), but I really enjoyed repairing this pen and researching history. Otherwise, it is a well-made pen with a nice nib. Is it really better than the modern 1911 nibs? I think yes, the nib is nicer, but not on an absolute level, but on a nuanced level. Having two pens at the same time you can feel this difference, but remotely it will probably be difficult, although the smoothness of sliding is undeniably higher on this specimen than on modern 1911 models that I tried earlier.
Update 1:
В качестве первого апдейта о проделанной работе по обслуживанию.
As the first addon about services.
Вот так выглядел фидер и перо после разборки.
This is how the feed and pen looked after disassembly.
А вот такой была деформация пера и соответственно до какого состояния перо было исправлено.
But this was the deformation of the nib and, accordingly, to what state the nib was corrected.
Update 2:
К счастью ручка мне досталась не просто историческая а в полном продажном комплекте, что достаточно редко для такого старого экземпляра: картонная коробка, футляр, ручка, инструкция с гарантийным талоном(не заполнен), набор картриджей и конвертер (правда родной конвертер был без стальной гильзы:)).
Fortunately, I got a pen not just a historical one, but in a complete retail set, which is quite rare for such an old copy: cardboard box, case, fountain pen, nstruction with a warranty(not filled), a set of cartridges and converter (although the original converter was without a steel sleeve: )).
А вот так интересно выглядел ранний футляр – снаружи как будто шерстяной, но с пластиковыми стенками. Футляр жесткий:)
And this is how the early case looked so interesting – from the outside it looked like a woolen one, but with plastic walls. Hard case:)
Update 3:
Визуальное сравнение фидеров, того который установлен в данной модели и современного от модели 1911 Standard. Видны более округлые формы ламелей, сам материал как бы шершавый, капиллярный канал только один против 3х в современном, нообщие габариты и диаметры полностью совместимы.
A visual comparison of the feeds installed in this model and from modern 1911 Standard one. More rounded shapes of lamellas are visible, the material itself seems to be rough, there is only one capillary channel versus 3 in the modern one, but the overall dimensions and diameters are fully compatible.
А так визуально выглядят сами секции: вверху современный 1911 Standard, а внизу – Profit 21K. Во втулке видны отличия и главным образом с отсутствием резинового уплотнительного кольца.
And this is how the sections themselves look visually: at the top is the modern 1911 Standard, and at the bottom is Profit 21K. Differences are visible in the sleeve and mainly with the absence of a rubber O-ring.
Update 4:
В качестве традиционного последнего апдейта – эскиз, и как дань уважения Mr. Nobuyoshi Nagahara и самой исторической модели – один из настоящих последних самураев. Эскиз с известной фотографии Felice Beato – Samurai, Yokohama 1864–65.
As a traditional last addon – a sketch, and as a tribute to Mr. Nobuyoshi Nagahara and the historical model itself – one of the real last samurai. Sketch on the photo by famous photograph Felice Beato – Samurai, Yokohama 1864–65.
Beato was one of the finest professional travel photographers of the nineteenth century. He lived and worked in Japan from 1862 until about 1885, and dedicated himself to the comprehensive documentation of every aspect of the country, which had newly opened to the West. This straightforward but intense study of an anonymous samurai dates from early in Beato’s period in Japan, and prior to the devastating fire that destroyed his studio and most of Yokohama in October 1866. After 1615, when relative peace reigned in Japan and the importance of martial arts declined, most sumurai-the top of Japan’s social hierarchy during the Edo period (1603-1868)-became bureaucrats, teachers, or artists. Just a few years after Beato made this photograph, the feudal period in Japan ended with the Meiji Restoration. And after more than eight centuries of military leadership, the samurai class was officially abolished.
Беато был одним из лучших профессиональных фотографов-путешественников XIX века. Он жил и работал в Японии с 1862 по 1885 год и посвятил себя документированию жизни Японии по всем аспектам, поскольку Япония только начала приоткрыватся остальному миру. Этот художественный портрет и исследование самурая относится к началу периода Беато в Японии и до разрушительного пожара, уничтожившего его студию и большую часть Йокогамы в октябре 1866 года. После 1615 года, когда в Японии воцарился относительный мир и важность боевых искусств отошло на дальний план, само искусство боя пришло в упадок. Большинство сумураев – верхушки социальной иерархии Японии в период Эдо (1603–1868) – стали бюрократами, учителями или художниками. Всего через несколько лет после того, как Беато сделала эту фотографию, феодальный период в Японии закончился реставрацией Мэйдзи. И после более чем восьми веков военного руководства класс самураев был официально упразднен.
Mr. Nobuyoshi Nagahara is legendary master nib designer who until his death in 2015, spent over sixty years perfecting the art of producing fine pen nibs. Japanese fountain pens are known for their skilled craftsmanship, and Sailor is fortunate to have Mr Nagahara’s son, Yukio, continuing to personally direct the design process of the unique Sailor fountain pens line. Nagahara was responsible for resurrecting the long-lost technique of the ‘Japanese long sword’ pen nib.
Г-н Nobuyoshi Nagahara – легендарный нибмастер и дизайнер перьев, который до своей смерти в 2015 году, более шестидесяти лет занимался работой с перьями, совершенствуя искусство производства. Японские перьевые ручки известны своими качествами а Sailor повезло, что сын г-на Нагахары, Юкио, продолжает лично руководить процессом создания линеек перьевых ручек Sailor. Nagahara еще известен за возрождение давно утерянной техники пера «японский длинный меч».
Надеюсь всем понравилось, всем пока!
I hope everyone enjoyed it, and bye bye to all!
3 Comments
Leave a Comment