Приветствую всех заинтересованных в чернильно-письменных принадлежностях! Сегодня хотел бы рассказать об одном достаточно старом и не часто встречающемся письменном инструменте времен СССР.
Авторучка АР-11-А завода “Полимер” (Одесса, СССР), 1960-1970гг.
Ручка из себя представляет цилиндрическую конструкцию слегка расширяющуюся в центральной части(аля ракета из 60х:)). Материал – пластик зеленого цвета с фактурой “мрамор” достаточно симпатичный на свету. Система заправки – кнопочный аерометрик с резервуаром “аккордеон”. Колпачок на резьбе, резьба 2х заходная, полное закрытие за 1 оборот.
Из украшений присутствует клип золотистого цвета с импринтом “Полимер” и укрепляющее колечко на колпачке, так-же золотистого цвета, преймущественно расположенное во внутреннем пространстве. И это не мудрено, потому как толщина пластиковых деталей минимальна.
Перо: перо стальное, распространенной для тех времен формы “ложечка”, без твердосплавной напайки с характерным загибом на конце как у некоторых макательных перьев. Перо не вариативное, но и не гвоздь, немного упругое. Меня по началу смутил цвет – такой бронзовый отлив, я сначала подумал что это такой материал (иногда встречаются советские макательные перья а-ля бронзового сплава), но когда я его начал очищать(а оно было весьма грязным) то стал проступать ординарно стальной отлив, так что это какое-то покрытие но явно не золочение. Перо производства харьковского завода “Авторучка”(поздне “Оргтехника”), размерности 50(соответствует 5му размеру пера) о чем свидетельствует клеймо АР 50.
Перо с фидером сидит на трении в грипе. Фидер, как и перо того же харьковского производства, выполненного из эбонита, по типу “харьковского пеликана” просто меньшего диаметра под 5ый размер пера и с аерометрическим отверстием.
Общие размеры инструмента: длинна в сложенном виде – 134мм, со снятым колпачком – 121мм. Вес инструмента 9.5гр, а без колпачка – 6.7гр. Диаметр корпуса в средней части составляет – 11мм, а в области хвата – 8.7мм. Т.е. ручка достаточно тонкая и легкая.
Конструкция изобилует мелкошаговой резьбой – это и резьба колпачка, и резьба крышки заправочного механизма(кнопки) и резьба самого корпуса (грип с баррелем также соединяется резьбой).
В целом ручка обладает интересным цветом, но вот качество обработки элементом оставляет желать лучшего и об этом говорит Артикул 2, Тип II, Класс 3 . Инструмент датирован промежутком времени 1960-1970 годами потому как АР-11-А согласно инструкции выполнен по госту 60 года (РТУ УССР 66-60), но в качестве рекомендации, в той же инструкции от 68 года указаны чернила госта 8.V-68. Вообще в эти времена было много не профильных производств\артелей, которые из основных частей выпускаемых большой четверкой (ленинградский “СОЮЗ”, харьковская “Оргтехника”, яролавская “Оргтехника” и Сакко и Ванцетти) собирала пишущие инструменты добавляя изготовление деталей по профилю. (Фабрика культоваров “Школьник” г. Калинин, логотип – “К” стоящая на гипотенузе прямоугольного треугольника; Завод “Авторучка” Москва, логотип – “А” с точкой сверху; ” Полимер” г.Одесса логотип – “Полимер”; “Ausma” г. Рига; Артель “Чвени Шрома” (груз. ჩვენი შრომა- наш труд) г. Тбилиси; “Ленвоенторг” г. Ленинград; Артель “Кооператор” г. Ленинград; Артель инвалидов “Нева” г. Ленинград; Фабрика счетных приборов “СПАР” г. Ленинград; “ВОПК” г. Ленинград, Таганрог, Свердловск, Баку, “ДПР” г. Лнинград; Минский завод авторучек г.Минск – за список спасибо Andrey8352 с ElitePen.ru)
После восстановления инструмент был полностью протестирован на характерном Одесском сюжете:).
Несмотря на отличный эбонитовый фидер, аутентичное перо немного пережато и поэтому подача можно сказать скудная. Перо так-же изначально существенно подцарапывало и я его дополировал, но вот необходимой гладкости добиться не удалось, всетаки остался какой-то дискомфорт. Прямой стороной перо дает линию в 0.5мм, но она не стабильная, иногда 0.5, но может вдруг утончится до 0.35-0.4. Обратной стороной такое перо пишет весьма условно и естественно без гладкости – дает о себе знать конструкция “ложечка” – ширина линии около 0.2мм.
В итоге: в итоге отличный цвет и историческая ценность в купе с отличным фидером – это все плюсы как по мне. Перо дело такое. если бы это была моя ручка то перо бы я поменял, но вот все остальное сделано как-то “по китайски” говоря нынешним языком – вот шейка для сака на грипе, очень показательна, как по мне. Ко всему прочему ручка достаточно тонкая и очень легкая. Ну как-то так.
В качестве небольшого апдейта, чисто одесская достопримечательность использованная для теста.
Одесский национальный академический театр оперы и балета — первый театр в Одессе по времени постройки, значению и известности. Первое здание было открыто в 1810 и сгорело в 1873 году. Современное здание построено в 1887 году архитекторами Фельнером и Гельмером в стиле нового венского барокко. Интерьер зрительного зала стилизован под архитектуру позднего французского рококо. Уникальная акустика подковообразного зала позволяет доносить даже шёпот со сцены в любой уголок зала. Полная реставрация здания театра была завершена в 2007 году.
The Odessa National Academic Theatre of Opera and Ballet is the oldest theatre in Odessa, Ukraine. The Theatre and the Potemkin Stairs are the most famous edifices in Odessa.
The first opera house was opened in 1810 and destroyed by fire in 1873. The modern building was constructed by Fellner & Helmer in neo-baroque (Vienna Baroque) style and opened in 1887. The architecture of the luxurious audience hall follows the late French rococo style. The unique acoustics of the horseshoe-designed hall allows performers to deliver even a whisper-low tone of voice from the stage to any part of the hall. The most recent renovation of the theater was completed in 2007.
AR-11-A “Polymer”, Schneider violette, Xerox Colotech+ 120gsm.
1 Comments
Leave a Comment