Приветствую друзья!
“Я к вам и вот по какому делу” – Мандарин в Мандарине:)
Osmia Supra 774D F A.W. Faber-Castell 1950+
Собственно я уже описывал подобный инструмент – который был одним из первых поршневых инструментов мной обслуженных –Osmia A.W. Faber-Castell 74D EF Palliag Nib. Конструкция данного инструмента полностью аналогичная, и судя по всему выполнена из черного пластика с нанесенным гильошированием на корпус и колпачок. Ручка имеет смотровое окошко, которое в предыдущем варианте просматривалось только на просвет ярким светом, а в данном случае оно желтого цвета. Система заправки – поршневая(piston-filler), при этом ручка привода поршня скрыта под специальным колпачком. Червяк поршня выполнен из латуни, а сам поршень сделан из пробки, что характерно больше для довоенного производства. Колпачок на резьбе, украшен позолоченным клипом и средней ширины позолоченным кольцом. Резьба (на ручке) двух-заходная, полное закрытие за 1 1/4 оборота.
Из традиционно нанесенных опознавательных знаков – это фирменный логотип компании Osmia, выполненный кстати, техникой инкрустации, а не просто нанесенный краской – т.е. круг и ромбы, выполнены из светлого материала, как в ранних моделях Монблана “снежинка” была выполнена из слоновой кости. Навершие в данной модели так-же выполнено из пластика, в отличии от раннее опубликованной, где навершие было выполнено из эбонита. На позолоченный клип так-же нанесено имя компании OSMIA. Так-же имеется импринт на самом корпусе, состоящий из надписи Osmia с логотипом, написанный курсивом, а под ними расположилось название партнера(на этот момент) – A. W. FABER-CASTELL. Ближе к ручке поршня, на корпусе, расположились номер модели 774D и размерность пера – F. Примечательно что Осмия, номер модели и размерность были оттенены золочением, в отличии совладельца Фабер-Кастелла.
Перо: ну собственно перо вполне ординарное для Osmia и Faber-Castell, т.е. оно жесткое (rigid), несмотря на то что золотое. Интересно, но в отличии от большинства немецкой авторучечной продукции, перья Осмии\Фабер-Кастелла(которые мне встречались) тех времен – банально жесткие – и это несмотря на то что немецкая нация даже до сих пор практикует письмо пером в начальных классах школы, когда все давно перешли на шариковые ручки(а коекто даже на ноутбуки:)). Как мы знаем, в “те” времена, даже предмет был отдельный посвященный каллиграфиии (по нашему “чистописание”), и эта дисциплина явно не для жестких перьев – т.е. Осмия школьные ручки не производила абстрагировавшись от этого сегмента:).
Да, так вот дальше про перо: на пере нанесен импринт в виде логотипа компании Osmia вокруг воздушного отверстия, под ним расположилась надпись – имя компании Osmia, ниже принадлежность к модельному ряду Supra, еще ниже каратность пера 14К и к самом конце проба золота – 585. На внутренней стороне, в хвостовой части, расположено клеймо С4 – возможно говорящее о размерности, а возможно и о дате производства.
Единственное еще хотел бы упомянуть относительно пера 2 интересных момента: 1) из всех немецких ручек времен 30-50х годов, перья компании Osmia-Faber-Castell, наверное, самые массивные по толщине используемого листа в перьях; 2) все перья которые мне попадались под этим брендом были ужасно “пережаты” – и это перо не исключение. Не смотря на размерность F оно практически не писало без нажима, а с нажимом давало скудную тонкую линию размерности меньше EF. Толи это обусловлено действительно толщиной материала, который со временем деформируется и более плотно сжимается из-за внутренних напряжений, толи это действительно такая фирменная настройка в совокупности с жесткими перьями – чтобы выделятся и иметь свой, никем “не перебиваемый” сегмент рынка. Но факт остается фактом, и кстати из-за вот этой самой толщины материала, несмотря н а свою жесткость – эти перья достаточно трудно поддаются настройке.
Традиционные минутки истории:
Компания Osmia была основана в 1919 году Германом Бёлером(Hermann Böhler) под именем Бюлер и Си(Böhler und Cie), в Доссенхайме (Dossenheim), недалеко от Гейдельберга(Heidelberg). Бёлер, как и многие другие его коллеги, которые сделали аналогичный выбор, покинул Kaweco, чтобы создать новую компанию со своим братом Георгом, используя опыт, полученный в этой области от А. Мортон и Ко (A. Morton & Co.) славившейся производством золотых перьев. Первоначально производство Osmia состояло в основном из механических карандашей и эбонитовых сэйфти(safety) перьевых ручек, а первая версия логотипа состояла из выпуклого греческого креста в круге. Однако компания Монблан усмотрев сходство со своим логотипом, подала в суд на Осмию где все могло закончится достаточно печально и плачевно для последней, но по согласию, Бёлер изменил символ на алмаз и все прошло как нельзя лучше – так появился известный нам логотип – алмаз в круге.
Теперь об имени компании – Osmia, которое произошло от металлического сплава, названного Osmium alloy, на который братья Бёлеры получили патент перспективно приобретя компанию Heraeus. Хотя сплав был гораздо дороже используемых в то время наконечников из натурального иридия доступного в Германии, но он был гораздо качественнее и тверже что позволило компании давать пожизненную гарантию на их ручки.
Осмия имела большой первоначальный успех, став за короткое время вторым по величине производителем ручек в стране, что пришлось построить специально завод только для производства ручек. Однако в конце 20-х годов, продажи замедлились, прибыль сократилась и компания стала испытывать финансовые проблемы. В этот период Паркер, который пытался расширить свой бизнес в Европе, начал проявлять интерес к Осмии, и инвестировали в компанию средства в 1928 году. В этот период компания стала выпускать Duofold для европейского рынка с характерным импринтом Parker – Osmia A. G. Heidelberg. Но вместе с темкомпания продолжала выпускать эбонитовые Safety Pens, Lever-filler pens и механические карандаши под своим собственным брендом Osmia, которые сохранили оригинальный логотип на навершии. Однако, в 1930, Паркер отказался от дальнейшего производства Duofold, поскольку эти ручки в Германии не имели успеха из-за слишком большой цены и слишком жесткого пера. Братья Бёллер не расстерялись и вместо снятого Дуофолда представили рынку свой продукт тойже нишевой ориентации с кнопочной системой заправки которая стала носить имя – Osmia Supra.
В 1932году, столкнувшись с финансовыми трудностями при возвращении предоставленных инвестиций в Паркер, фабрика производства перьев была продана компании Degussa. В 1933 с зарождением стиля Streamlined Осмия запускает и другие модели: серия Luxus – формат сигары с поршневой системой заправки и Progress с системой заправки подобной вакуматику(vacumatic). Так что несмотря на финансовые трудности из-за прекращения сотрудничества с Паркером, Осмия добилась хорошего успеха в продажах. И в 1935 году началось постепенное слияние(поглощение) с компанией Faber-Castell, которая окончательно завершилась только в 1951 году. Перьевые ручки стали дополнительно сопровождаться импринтом A. W. Faber-Castell Dossenheim хотя по прежнему обладали логотипом и импринтом Osmia, который был в те времена хорошо известен и уважаем(маркетинг однако). В 1938 году Герман Бёлер ушел из Осмии, основав в Доссенхайме другую компанию и снова начал с 0, с производства ручки и автоматических карандашей. Так что большая часть произведенных Фабер-Кастелл перьевых ручек, произведено под торговой маркой Osmia. В 1935 году было представлено несколько моделей с различными системами заправки. Поршневыми были Supra Luxus выполненными из черного целлулоида с гильошированием с номерами моделей 42, 44 и 46, Supra в черном, синем, золотом и серебряном варианте с крестоподобной полупрозрачной секцией(cross-striped transparent) с номерами моделей 72, 74, 76, и 78, Brilliant Supra из черного целлулоида в моделях 62, 64, 66 и Brilliant (просто) в черном цвете в моделях 54, 55 и 56. Так-же по прежнему выпускались Supra Progress с мембранной системой заполнения, в простых цветах (черный, зеленый, красный, серый, синий, серебристый и золотой) – 192, 193, 194 и 196, Osmia Progress 92, 93, 94, 96 и наконец button-filler Osmia Brilliant, выпускаемые в черном, золотом, красном и зеленом, модели: 232, 126, 127 и 128.
В конце 30-х годов, из-за Второй мировой войны, как и все другие немецкие производители, компания испытывала серьезные трудности, но, несмотря на то, что производство было сокращено из-за потребности работать на вооружение, по-прежнему оставались в топе производителей перьевых инструментов. После войны, избежав значительных повреждений, в отличии от того-же Монблан, производство было быстро возобновлено и уже начиная с 1946 года представлено в полной мере на рынке, правда на рынок вернулись только поршневые модели, а импринт с A. W. Faber-Castell Dossenheim был заменен на просто A. W. Faber-Castell.
В 50-х Оsmia представила серию новых моделей: Supra 880 в черном цвете и размерах 2, 3 и 4 с окошком, Supra 666 в черном, ерламутрово-сером и перламутрово-красном с размерами 1, 2, 3 и 4, как с золотыми, так и со стальными перьями, Osmia 74D в черном пластике с фигурным гильошировнием а-ля карбон и младшая Osmia 52 для студентов. Начиная с 1955 года были введены еще две модели 446 и 448 формата Streamline, самые престижные, которые должны были конкурировать с Montblanc 146 и 149,- они имели три кольца на колпачке, логотип выгравирован на крышке, двухцветное золотое перо и прямой клип.
С начала 60-х годов торговая марка Osmia перестала использоватся. Под влиянием “шарикового кризиса” компания стала выпускать более дешевые модели из пластика с закрытыми перьями, которые и выглядели проще да и были более дешевыми, при этом даже маркировались просто как A. W. Faber-Castell. Чуть более дрогие модели отличали разве что позолоченные и посеребренные колпачки, но в целом они оставались “недорогими”. Интерес к перьевым ручкам постоянно угасал, спрос уменьшался и основными потребителями оставались только лишь студенты. Так что в 1975 году, во время реорганизации корпорации, Фабер-Кастелл полностью ликвидировал все производство чернильных авторучек, которое было возобновлено лишь в наше время в следствии смены взглядов на письменные принадлежности вообще:).
Общие размеры ручки: длинна в сложенном состоянии – 125мм, при снятом колпачке – 120мм. Диаметр корпуса в центре бареля – 12.5мм, в середине грипа – 10мм. Полный вес инструмента – 20гр, а при снятом колпачке – 13гр.
На удивление модель из 50х годов обладает поршнем из пробки, что уже практически не использовалось остальными компаниями на территории Германии, так что ко мне инструмент попал под восстановление, ремонт поршня, настройки пера да и общей профилактики. После проведения оздоровительных процедур, ручка была полностью протестирована:).
После донастройки ширина линии вернулась в изначально заявленное состояние: ширина ординарной линии прямой стороной составляет – 0.4мм, а обратная сторона производит линию порядка 0.35мм. Правда это все замерялось на достаточно жидких чернилах Эдельштейн, так что вполне вероятно что на более вязких, линия будет чуть тоньше. Скольжение обеими сторонами достаточно гладкое, с небольшой обратной связью.
Что в итоге: с одной стороны, можно сказать достаточно обычное ординарное перо, по современным меркам, совсем не вызывающее интереса к данному инструменту, но с другой – оформление корпуса с гильошированием в сочетании с формой корпуса вызывает неподдельный интерес к нему. Я вот, в начале занятия перьевыми ручками продал свой экземпляр и теперь иногда об этом даже жалею. Сейчас я бы пожертвовал аутентичностью и установил бы в нее какое-нибудь более интересное перо типа Пеликановского, Дегусовского или Геховского и пользовался бы с удовольствием каждый день:). Вот такое мое небольшое резюме:).
Update 1:
Поскольку на форуме, практически все мастера уже поделились своим скилом по восстановлению пробковых поршней, то сегодня я выступлю в роли догоняющего и тоже покажу пару фотографий своего процесса:)
Это собственно что получилось после отмачивания и пары циклов в ультразвуковой ванне:
А это уже, непосредственно, про поршень:)
Update 2:
Традиционно уже, несколько дополнительных ракурсов тестового эскиза названного мной как “Мандарин в Мандарине”:) – вот не спрашивайте почему для теста немецкой ручки я выбрал именно такой сюжет:).
Мандарин (порт. mandarim — министр, чиновник) — данное португальцами название чиновников в имперском Китае, позднее также в Корее и Вьетнаме. Название происходит через португальское посредство (слово mandarim, обозначающее министра) из санскрита (mandari — командир) и соответствует собственно китайскому слову гуань (官). Вопреки расхожему заблуждению, это слово обозначало не только чиновников Манчжурской династии. На протяжении 1300 лет в Китае действовал строжайший образовательный ценз. Для назначения мандарином требовалось пройти сложную процедуру экзаменации.
Мандарин, гуань (官, порт. mandarim) — назва чиновників в імперському Китаї, пізніше також у Кореї та В’єтнамі. Португальський термін «мандарин» походить від санскр. мантрин — «радник». Інша, менш поширена версія пов’язує його з порт. mandador — «командир», від лат. mandare — «надавати накази», «уповноважувати». Всупереч поширеній помилковій думці, це слово означало не лише чиновників Маньчжурської династії. Упродовж 1300 років у Китаї був чинним суворий освітній ценз. Щоб стати мандарином, слід було пройти складну процедуру іспитів.
Відзнакою отримання компетенції на посаду чиновника була гаптована емблема буцзи 補子 (bŭzi) на офіційному одязі, що зображувала тварин як рангові символи носія одягу. До династії Цін офіційним атрибутом чиновника в Китаї була також спеціальна шапка (zh:官帽) з двома стрічками, які було розвинено у стильну прикрасу. Згідно класичним текстам, на офіційних аудієнціях у імператора чиновники мали тримати в руках спеціальну платівку для нотаток для поважного приховування обличчя. Ці атрибути розповсюдилися також у інших країнах що зазнали китайського впливу.
Від цього поняття утворилося західне позначення найрозповсюдженішого діалекту китайської мови (Mandarin Chinese), вжиток якого визначав мешканців столиць, робітників бюрократичного апарату та східноазійських дипломатів. Відповідною китайською назвою є ґуаньхуа 官話, «чиновницький говір»
A mandarin (Chinese: 官; pinyin: guān) was a bureaucrat scholar in the government of imperial China, Korea and Vietnam. The term is generally applied to the officials appointed through the imperial examination system; it sometimes includes and sometimes excludes the eunuchs also involved in the governance of the two realms.
1 Comments
Leave a Comment