Приветствую всех интересующихся перьевыми инструментами, и не просто а винтажными. Сегодня хочу показать представителя одного из “большой четверки”(Big four) перьевой промышленности начала 20 века. Инструменты данной компании до этого момента проходили как-то стороной и я не уделял им особого внимания, но ничто не длится вечно, так что встречайте:
Sheaffer Triumph Sovereign II Solid Black (made in U.S.A.) 1946
Инструмент из себя представляет небольшую ручку торпедовидной(torpedo shape) формы, по размерам сравнимую с Geha 60X. Материал корпуса – целлулоид, в оригинальном названии solid black celluloid. В интернете очень мало информации о данной модели и так как сам я мало знаком с продукцией данной марки, то ее название мне подсказал коллега по увлечению – Денис(Consul_XD), за что ему огромное спасибо. Да, так вот, система заправки рычажная(lever-filler) и “фирменное” перо Triumph. Как правило перья Triumph ассоциируются с более поздней вариацией системы заправки Touchdown или Snorkel, а рычажные инструменты более ассоциируются с привычными открытыми перьями, но в этом инструменте совомещено и то и другое. Еще один примечательный момент что во всех подобных моделях на корпусе, между барелем и грипом присутствует стальное кольцо резьбы колпачка, а у данной модели его нет, резьба нарезана непосредственно на корпусе. В остальном типичный представитель своего бренда и времени в формате Lady. Колпачок на резьбе, резьба двух-заходная, полное закрытие за 1.5 оборота.
Это уже одни из тех инструментов который появился на свет после введения небезызвестной “белой точки”(white dot), которая по аналогии со многими другими компаниями выделяла ручку в отдельную категорию “исключительных” инструментов с пожизненной(lifetime) гарантией. Так вот эта самая “белая точка” располагается в верхней части колпачка, рамо над позолоченным клипом, но котором отштамповано имая бренда Sheaffer’S. Колпачок, в нижней части украшает позолоченное колечко, которое в отличии от многих дизайнов этого и более позднего времени сделано не вровень с корпусом, а существенно “выступает”, как некий буртик или отлив. На сам корпус нанесен следующий текст:
W.A. SHEAFFER PEN CO.
FORT MADISON, IOWA, U.S.A.
Made in U.S.A
875
И снова спасибо Денису, который пролил свет на 875(которому я изначально мало придал значения) – это так компания четко и однозначно определила стоимость инструмента – 8.75$ и непобоялась нанести эту инфрмацию прямо на корпус, на долгие годы (безо всякого запаса на инфляцию:)).
Перо: собственно перо носит название Triumph и так-же как и сама компания имеет свою достаточно богатую историю, но об этом чуть ниже. По форме перо имеет коническую, трубную форму с “по-фирменному” отогнутым кончиком. Перо жесткое, золотое, 14Каратное, двух тоновое. На перо нанесена следующая информация:
SHEAFFER’S
– 79 –
LIFETIME
reg. us pat. off.
made in U.S.A.
14K
Число 79 на пере означает что это короткое перо Triumph, которое устанавливалось всего на 3и модели и использовалось в 1946 году – Crest Lady (1500 or II?), Lady Sheaffer II (a Tuckaway pen) and Sovereign II. (За информацию спасибо Алексею – readytotalk)
Для полной профилактики и фотографии хотел полностью разобрать грип и прочистить, но оказалось что перо приклеено к грипу, а фидер можно извлечь только после полного снятия пера. Поэтому я не стал разбирать то что и так работает, просто развернул фидер на 180 градусов, после чего и произвел профилактику, фидер, кстати, эбонитовый. На фотографии выше, отдельным элементом показал традиционную “фото-подставку” под перья, для визуальной оценки размера пера в том же масштабе что и снят перьевой узел.
Теперь собственно об интересном, минутки истории:
– White dot
Даже тот кто мало знаком с данной компанией веравно так или иначе слышал термин “белая точка”, это как Eversharp’овский Gold Seal, а позднее Double Flags, Parker’овский Blue Diamond, Waterman’овскому 100 years или некогда Meisterstuk:). Но Sheaffer был первым кто придумал отмечать это более пафосно – элементом декора. В 1924 году с появлением флагмана Sheaffer Jade Seniors, компания в качестве рекламного хода ввела понятие “пожизненной гарантии” и вот чтобы как-то отделить эти инструменты от прочих было принято решение маркировать “белой точкой” навершие колпачка. Эти белые точки были не просто нанесены краской а инкрустированы (настольные версии маркировались в хвостовой части). В 1929 году появился новый флагман Sheaffer Balance с новой сигарообразной формой которое просто исключало плоские навершия и поэтому было принято перенести точку на боковую грань, в аккурат над клипом – чтобы ее было видно даже при расположении инструмента в кармане пиджака. Казалосьбы вот оно положение знака отличия найдено идеально, одного в 1927 году был представлен новый флагман Sheaffer Crest со стальным колпачком, котрый безусловно заслуживал и “белой точки”, однако компания была неудовлетворена решениями по устойчивости нанесения маркировки на сталь и врезультате white dot перекочевал на баррель, между секцией и рычагом заправки (на ручках с пластиковым колпачком точка осталась на прежнем месте). Позднее, в 1945 году, когда Sheaffer ввел систему заполнения vacuum filler “белая точка” перебралась на окончание ручки заправки. Определенное влияние на “white dot” привнесли и военные, которые в 40х годах даже разработали стандарт “как должны выглядеть ручки в карманах фоенной униформы”. Шеффер столкнулся с необходимостью редизайна колпачка чтобы не выпасть из “обоймы” гос.заказов и в результате появились колпачки с клипом от самого навершия(эти модели известны как ручки с “военным клипом” – military clip), и соответственно “белая точка” требовала снова переноса. Она спустилась, на новое место – под клип. До 1940х годов термин “пожизненная гарантия”(lifetime) ассоциировалась как с реально пожизненной гарантией “для оригинального(первоначального) владельца”, но после начала Второй мировой войны, Шеффер изменил гарантию на гарантию только для пера. Это изменение привело к окончательному отделению Белой точки от пожизненной гарантии. В 1949 году компания решила вопрос с надежным нанесением точки на металлические части и точка снова перекочевала на место над клипом для всех моделей ручек. К 1956 году “white dot” уже означал не пожизненную гарантию а скорее оттенял флагманские модели и являлся больше статусным обозначением как “знак роскоши”. В 1959 году с появлением новой модели PFM или Pen for Men и новым дизайном, “белая точка” снова была перенесена, но теперь уже на сам клип(где и располагается по сегодняшний день), а в 1963 году, с появлением нового флагмана Sheaffer Imperial вернулась и ассоциация с пожизненной гарантией, которая выражалась в совмещении на клипе и пресловутой “белой точки” и термина “lifetime”(в нижней части клипа). Сегодня, места Белая точка или чуть выше клипа, как это было с 1950-х годов.
– Triumph
Форма этого пера была представлена миру в 1942 году и является одной из самых узнаваемых перьев за всю эпоху развития перьевой индустрии. Форма пера, конусовидная, циллиндрическая, видимо была выполнена в ответ Паркеру с его 51ой моделью, но в более увеличенном размере. По своим характеристикам перо было нетривиальным ля своего времени ибо было 100% жестким, внутренний фидер с большим количеством каналов позволял бузпроблемно использовать ручку даже на больших высотах. Второй инновацией был загнутый кверху кончик(курносый) и сделано ыто было из соображений чтобы при письме на относительно мягкой поверхности(планшетка, коленки и т.д.) острое и жесткое перо не протыкало бумагу, а второй момент – чтобы обратной стороной пера, при необходимости, можно было делать очень тонкие заметки. Фидер был специально разработас с большим количеством каналов длятого чтобы обеспечивать безпроблемную подачу чернил в самых различных условиях, а при ношении в кармане чтобы чернила опять стекали в резервуар во избежинии случайной протечки. Один интересный факт cоcтоит в том, что первые перья Triumph гнулись и листа золота и на противоположной стороне варились швом – сейчас эти перья, судя по обсуждениям на ФПН (от) очень тяжело(, до практически невозможно) поддаются ремонту при наличии трещины. Всеми любимые двухтоновые перья Triumph появились в 1944-1945 годах, где после создания пера, ближняя часть к окончанию покрывалась палладием.
К 1948 году Шеффер преобразовал процесс изготовления перьев и ввел литье под давлением, а в 1949 году ввел новую систему заправки названную Touchdown, после чего имя линии пера Triumph упразднилось, как и была убрана надпись с пера Lifetime. В 1950 году, система Touchdown была немного переработана вследствии чего появилась более тонкая модель Thin Model(TM) немного изменив тем самым и линию пера, а в 1952 году Sheaffer внедрил и новую систему заправки – Snorkel, сделав перо еще и немного длиннее. В 1952 году были предстлены несколько новых моделей ТМ Snorkel с палладиево-серебряным сплавом, которые были отмаркированны как PdAg, в то время как другие отмаркированны просто “Sheaffer’S”. Палладиево-серебряные перья считались классом ниже золотых двух-тоновых. С 1964 по 1972 также выпускались и укороченные версии пера Triumph в моделях Imperial, Stylist and Cartridge, которые изготавливались в варианте стальных, позолоченных и 14каратного золота. В 1991 году Шеффер представил новую модель Crest 2(two), в варианте картриджно-конвертерной системы, по мативам TM Snorkel из 50-х годов, которые комплектовались 18каратным, коническим, трубным, двух-тоновым пером и выпускались вплоть до 1998 года. На этом пока история пера Triumph останавливается, но кто знает, кто знает …:)
–W.A. Sheaffer Pen Co.
Уолтер Шиффер(Walter Sheaffer) родился в Блумфилде(Bloomfield), штат Айова(Iowa), 27 июля 1867 года в семье ювелира Джейкоба Шиффера, удачливого добытчика золота времен “золотой лихорадки” 1848-1855 годов. У Уолтера Шеффера было стремление к предприимчивости с самого детства, уже с 12 лет он занимался поиском работы не прекращая учебы для получения образования. После окончания средней школы Уолтер продолжил свое обучение на Ювелира, а затем вернулся к отцу чтобы продолжить его дело. Однако конкурировать с сетевыми магазинами частному ювелиру становилось все труднее и труднее и Уолтер уговорил отца поменять направленность с ювелирного на часовую. После того как Уолтер женился, один бизнес уже не мог обеспечивать 2 семьи и он паралельно знаялся продажами музыкальных инструментов: пианино и органы. Настойчивость и упорство позволили ему скопить капитал на приобретение своего ювелирного магазина в 1906 году, а уже в следующем году он разработал дизайн своей собственной заправляемой(self-filling fountain pen) ручки. На этот момент уже были достаточно успешные производители перьевых ручек, такие как Waterman или Conklin со своими патентованными заправочными системами, но Уолтер чувствовал что можно изобрести что-то свое. И вот в августе 1908 года он запатентовал … чтобы вы думали? – да, да, тот самый, самый известный, самый эффективный и самый прстой способ заправки – рычажная система заправки(lever-filler). Успех и популярнось, дали толчок для дальнейшего развития этого бизнеса и посзволили в 1912 году Шифферу занятся полностью бизнесом только перьевых ручек. А систма наполнения стала настолько популярна, что его взяли на вооружение и адаптировали многие другие производители, которые смогли использовать технические лазейки в патенте США на оригинальный дизайн Шиффера.
В 1913 году обьединившись с Джоржом Крэккером(George Kraker) и Бэном Коулсоном (Ben Coulson), Ултер основывает компанию W.A. Sheaffer Pen Company(ʃeɪfɜː) с уставным капиталос в 35000$ и в первый же год получают чистой прибыли в 17000$. Стремительное развитие бизнса позволило через 4 года приобрести большое здание у компании Fort Madison Plow Company чтобы организовать фабрику полного цикла по производству ручек, включая перья, которые до этого времени приходилось закупать у разных поставщиков. На 1917 год объем производства компании составил 100000 экземпляров в год.
В 1920 году Шиффер выпкскает “ручкуна всю жизнь” (Pen for Life) с пожизненной гарантией за 8.75$ и она появилась на год раньше своего идеологического конкурента Parker Duofold с 25и летней гарантией появившегося код спустя по цене в 7$. Несмотря на то что она стоила на треть дороже раскрученного бренда, Уолтер считал что покупатель выберет всегда более надежный товар пусть и дороже в цене и не прогадал. Популярность ручки Lifetime быстра росла,настолько что она стала самой продаваемой ручкой в США. В 1922 году, дабы закрепить головокружительный успех, Шиффер выпускает “пишущий раствор” (Writing Fluid) под названием Skrip. Многие пользователи авторучек на тот момент не очень хорошо относились к слову “чернила”(ink) ибо эта химическая субстанция была достаточно агрессивна к перьевым ручкам. Новые чернила преподносились как более безопасные и щадящие, так как были выполнены на базе анилиновых красителей предназначеных для окрашивания тканей и дерева(видимо отсюда сейчас и “растут ноги” рекомендаций о самых безопасных чернилах для винтажных ручек), более того сама конструция флакона была тоже уникальная, она имела “кармашек” в стеклянной емкости, который позволял заправлять ручку с меньшей вероятностью запачкаться.
Большинство перьевых ручек в конце 19 и начале 20го века, выглядели очень похоже, потому что их производство состояло из одного и тогоже материала – эбонит(hard rubber). Нет, конечно производители стралисьразнообразить дизайн включая элементы гравировок и ювелирных накладок, но сам материал был однообразен – либо черного цвета, либо красного с прожилками. И вот в 1924 году Шиффер выпустил модель ручки выполненную из Радита (Radit), который из себя представлял ничто иное как нитрат целлулозы и позже был назван просто “целлулоид”. Первые цвета которые освоила компания были нефритово-зеленый(jade green) и сплошной черный (solid black) и в течении двух лет компания полностью отказалась от эбонита. Из-за обилия и разнообразия цветов – эти ручки сразу снискали популярность среди покупателей, единственный неприятный момент выявился со временем – что иногда красители сильно теряли в цвете. Так закончилась(почти) эра эбонита и началась эра целлулоида. В этом же году появился новый атрибут в оформлении “White dot”, который я описал в абзаце выше.
1929 год был ознаменован выходом очередного знакового достижения, а именно выходом модели Sheaffer Blanace – которая впервую очередь отличалась формой торпеды от большинства представленных на рынке моделей ручек имевших принятую на тот момент форму циллиндра. Второй особенностью, значимой, для данной модели, как видно из названия был “баланс”. Ручки разработанный до Balance, в большинстве, имели смещенный центр тяжести к хвостовой части и это как бы “отрывало” перо от бумаги при письме. Вес в ручке Balance был отцентрирован, это позволяло более удобно писать и было положену в основу маркетинговой кампании – “эргономичная и удобная ручка для писателя с привлекательным внешним видом”.
В 1949 году очередная инновация, но уже в области заправки снискала популярности среди потребителей – система Touchdown. Это был очень успешный и надежный механизм вакуумного(пневматического) наполнения, который сжимал чернильный мешок(sac) с помощью давления воздуха из плунжерной трубки. Небольшие отверстия позволяли сбросить давление, после чего мешок снова распрямлялся одновременно вытягивая чернила. Эта заправочная система была основной в использовании вплоть до 1963 года, хотя иногда даже до 1990-х годов.
Очередная веха в развитии Sheaffer произошла с появлением заправочной системы Snorkel в 1952 году. Snorkel напоминал иглу медицинского шприца, которая выдвигалась из-под пера при вращении торцевой крышки, чтопозволяло избегать загрязнения пера чернилами при заправке и оно оставалось идельно блестящим. Его разработка была окутана тайной и предверялась самой масштабной маркетинговой кампанией Sheaffer в истории. Snorkel активно использовался до 1950-х годов.
Грамотное ведение бизнеса, предвидение ситуации, разработка прогрессивных инноваций позволили Шефферу на начало 1929 года войти в 4ку лидеров данной промышленности, на равне с Parker, Waterman и Wahl-Eversharp, при этом опережая их в темпах развития и это же позволило не только удержатся “на плаву” компании во времена “великой дипрессии” (Great Depression), но и получать хорошую прибыль. Компания пользовалась двумя, на первый взгляд противоречащими лозунгами: “если покупатель мог позволить себе ручку только за 1 доллар, то она должна быть лучшей среди всех представленных на рынке”, даже возможно в ущерб прибыли компании и “лучше продать одну ручку за 10 долларов, чем десять за 1 доллар” – так нарабатывался имидж и это дало свои плоды. Незадолго до начала Второй мировой войны на смену Уолтеру Шифферу пришел его сын Крейг на пост президента компании. А в 1951 году он смог объединить 3 фабрики компании в одну единую со штаб-квартирой в Форт-Мэдисон и увеличить объемы продаж до 25 милн.$. В этом же, 1951 году, была изготовлена 50-миллионная перьевая ручка Шиффер.
Закат компании начался в 1966 году, когда семейный бизнес Шеффер был продан Textron Inc. Textron со временем не получая ожидаемой выгоды объединила компанию в 1976 году с другой канцелярской компанией Eaton, а затем в 1987 году перепродала торгово-банковской компании Gefinor. Новые инвестиции коснулись создания новой линейки перьевых ручек класса люкс, которая бы больше подходила европейскому рынку, чем американскому. После десяти лет работы в группе компаний Gefinor, Sheaffer был продан в 1997 году корпорации Bic, которая уже поглотила на тот момент Waterman, однако не обошлось и без нюансов. Покупка сопровождалась большим скандалом и даже судебным разбирательством. Вскоре после приобретения начался процесс перемещения производства за границу. Фабрику в Fort Madison окончательно закрыли только в 2008 году, хотя планировалось изначально в 2006, но из-за трудностей с поиском производства фирменных инкрустированных перьев процес затянулся на 2 года. Все компании “большой четверки” уже давно лишились своих основателей: Parker был продан Gillette в 1993 году, Waterman захватила Bic в 1950-х годах, а Wahl Eversharp были приобретены Parker в 1957 году и прекратили производство в 1960-х годах. Закрытие завода Шеффер в штате Айова, ознаменовало конец основателей “золотой” эпохи пера.
Общие размеры инструмента: длинна в сложенном состоянии – 129мм, при снятом колпачке – 106мм. Диаметр корпуса – 11.5мм, а в месте хвата – 9.6мм. Вес всей ручки – 12.5гр, а без колпачка – 8гр.
После обслуживания и профилактики, а так-же замены уже подуставшего сака, инструмент был протестирован.
Ширина получаемой линии прямой стороной составляет – 0.3мм, обратная сторона дает линию в 0.2мм. Скольжение гладкое, подача мне показалась обильной, хотя сейчас я больше склоняюсь к повышенной текучести чернил.
В итоге: не знаю почему но я никогда раннее не испытывал тяги к инструментам Sheaffer, то ли от того что меня не привлекают жесткие перья, даже такой приятной формы, толи от того что меня останавливают нежелательные трудности в обслуживании более распространенных систем Touchdown и Snorkel:). Но вот после детального ознакомления с историей компании я как-то проникся более глубоким уважением к ней:). Вообщем определенно советую к ознакомлению, как минимум с одним инструментом, а там как пойдет, возможно вы станете приверженцем данной марки на долгие годы:).
Update:
Собственно сегодня в качестве апдейта только скетч.
Для тестирования данной ручки я несколько озаботился поиском сюжета хоть как-то связанного с брэндом Шиффер и ничего не нашел. Потом я решил перечитать статью об известных людях связанных с письмом и их перьевыми ручками, не так давно попадавшуюся мне на глаза и оказалось что среди таких всего двое: Simone de Beauvoir (Sheaffer Snorkel) и Sylvia Plath (Sheaffer lever-filler). Не то чтобы я был поклонником Сильвии Плат, я то до не давнего времени с творчеством обеих не был знаком, но из за приверженности к моделям описанной выше, выбрал Сильвию, к тому же, как говорит интернет, свою любовь к ручкам Шиффер автор описывает даже в целом произведении “Письмо на день рождения”(Birthday Letters).
Сильвия Плат — американская поэтесса и писательница, считающаяся одной из основательниц жанра «исповедальной поэзии» в англоязычной литературе. При жизни Плат вышли лишь поэтический сборник «Колосс» (The Colossus & Other Poems, 1960) и полуавтобиографический роман «Под стеклянным колпаком» (1963). В 1965 году был опубликован сборник «Ариэль», который удостоился восторженных отзывов критики, став одним из главных бестселлеров англо-американской поэзии XX века. В 1982 году за книгу Collected Poems («Собрание стихотворений») Плат получила посмертно Пулитцеровскую премию.
Сильвия Плат была женой британского поэта-лауреата Теда Хьюза. Этот брак был не только союзом двух любящих людей, но и творческим тандемом, где ведущую роль играл Хьюз, а Плат обеспечивала ему возможность творить. Отношения Плат и Хьюза закончились трагедией: в начале 1963 года, страдая от тяжёлой депрессии, последовавшей за разрывом с мужем, Сильвия Плат покончила с собой. У неё осталось двое детей.
Плат и ее муж, Тед Хьюз, уже не жили вместе на момент смертью, но не были разведены, что позволило ему основать компанию Estate of Sylvia Plath и через нее распоряжался правами на литературное наследие поэтессы. Чтобы защитить себя и свою семью, Хьюз решил сжечь последние дневники Сильвии, чтобы не издавать их никогда. Его также обвиняют в издании отредактированных, более ранних дневников и одной из новел. К счастью для поклонников Плат, часть сохранившиеся и неопубликованные работ были найдены и изданы через 50 лет после ее смерти, хотя Хьюз сделал все возможное, чтобы воспрепятствовать изданию поздних работ своей жены.
Признание поэтического таланта Плат в большей степени произошло после её смерти. Одновременно с этим в прессе развернулась «истерия» по поводу её самоубийства и «виновности» Хьюза в её смерти. Некоторые поклонники её поэтического дара, а также литературные критики прямо обвиняли Хьюза и называли его «убийцей Сильвии Плат».
Sylvia Plath was an American poet, novelist, and short-story writer. She is credited with advancing the genre of confessional poetry and is best known for two of her published collections, The Colossus and Other Poems and Ariel, as well as The Bell Jar, a semi-autobiographical novel published shortly before her death. In 1982, she won a posthumous Pulitzer Prize for The Collected Poems.
Born in Boston, Massachusetts, Plath studied at Smith College in Massachusetts and at Newnham College in Cambridge, England. She married fellow poet Ted Hughes in 1956, and they lived together in the United States and then in England. They had two children before separating in 1962.
Plath was clinically depressed for most of her adult life, and was treated multiple times with electroconvulsive therapy (ECT). She died by suicide in 1963.
На этом пожалуй все, пока, пока и удивительных находок!
2 Comments
Leave a Comment