Приветствую всех любителей чернильных ручек, а скорее даже чернил к этим чернильным ручкам. Как некоторые помнят, 2 года назад я проводил подобный тест с которым можно ознакомится здесь: Fountain pen inks. Light resistance test 2018 – тогда продолжительность тестирования была 6 месяцев. Листы были запаяны в сливеры и вывешены на балкон на солнечную сторону(в первой половине дня). Однако балкон у меня находился в тени от кроны деревьев, поэтому солнечный свет пробивающийся сквозь крону, хоть и попадал на листки, но не постоянно, да и находился в движении. Собственно спустя 2 года я решил повторить тест, но в более экстремальных условиях, итак:
Greetings to all FP lovers, but rather even FP inks for their fountain pens. As some remember, 2 years ago I doed a similar test, which can be found here: Fountain pen inks. Light resistance test 2018 – then the test duration was 6 months. The templates were sealed in sleevers and hung out on the balcony on the sunny side (from morning to midday). However, my balcony was in the shadow of the crown of trees, so the sunlight breaking through the crown, although it hit the sheets, but not constantly, and sunlight was in motion. Actually, after 2 years, I decided to repeat the test, but in more extreme conditions, so:
Light Resistance(fadeout) fountain pens inks test 2020
Преамбула:
– 7.06.2020 были написаны тестовые листы в 2х экземплярах. Один предполагался к вывешиванию на окно, в сливере, другой в подобном сливере должен был быть убран в стол(или книгу) подальше от дневного света.
– Для теста я использовал обычную офисную бумага 80гр/м2, премиум класса А+ – Double A (A4)
– 9.06.2020 были сделаны сканы листов перед вывешиванием на окно (безо всяких коррекций с линейной гистограммой)
– тест проводился макательным пером, но для того чтобы получить максимально широкий спектр возможных цветов и тонов чернил, пером делалась надпись названия чернил; мелкая, тонкая штриховка имитирующая тонкое перо, “восьмерки” имитирующие флексовое перо и заливка обратной стороной пера(всей поверхностью) имитирующая широкое перо B или Stub.
– окно – типичный металлопластиковый, однокамерный стеклопакет Rehau на солнечной стороне (с восхода и примерно до 14.00), под прямыми лучами солнца безо всякой тени – самые экстремальные условия.
– чернила в тесте согласно расположенным записям:
Preamble:
– 07.06.2020 test sheets were written in 2 copies. One was to be hung on a window, the other is closed and to be put in a table (or book) away from daylight.
– For the test I used regular office paper 80gsm, premium class A + – Double A (A4) – see specs in update.
– 09.06.2020 scans of sheets were made before hanging on the window (without any corrections with a linear histogram)
– the test text was writen by dip nib pen, but for to get the realistic widest possible spectrum of colors and tones I use any technics: the name of the ink was made with a pressure; thin hatch for imitates a thin nib, “eights” for imitation flexible nib and wide line by reverse side of nib (entire surface) for imitation a wide B or Stub nib.
– a window – a typical metal-plastic, single-chamber double-glazed window Rehau on the sunny side (from sunrise to about 2 p.m.), under direct rays of the sun without any shadow – the most extreme conditions.
– test inks list:
Template 1:
- Sheaffer Skrip Turquoise
- Pelikan Edelstein Topaz
- Pelikan 4001 Turquoise
- J.Herbin Bleu Pervenche
- Noodler’s Midway Blue
- Sailor “Storia” Blue Night
- Noodler’s Baystate Blue
- Noodler’s Ottoman Azure
- Pilot Iroshizuku Asa-Gao
- Montblanc Royal Blue
- Organics Studio: Nitrogen Royal Blue
- Organics Studio: Ernest Hemingway Santiago’s Sea Blue
- Organics Studio: Henry Davis Thoreau
- OMAS Blue Reale
- vintage Sheaffer Skrip Blue
- Aurora Blue
- Pelikan 4001 Blue
- Pelikan Edelstein Sapphire
- Parker Quink Blue
- Diamine Majestic Blue
- Diamine Enchanted Ocean
- Diamine Oxford Blue
Template 2:
- KWZ Wspomnenie znad Baltiky
- Pelikan Edelstein Tanzanite
- Noodler’s Polar Blue
- Diamine Deep Dark Blue
- Sailor Shikori Younaga
- Aurora Blue-Black
- Diamine Bilberry
- Diamine Blue-Black
- Rohrer & Klinger Verdigris
- Lamy Pacific Blue
- J. Herbin 1670 – Emerald of Chivir
- Pelikan Edelstein Mix (Star Ruby + Olivine)
- Diamine Scrible Purple
- Sailor Jentle Shigure
- Schneider Violett
- Pelikan 4001 Violett
- Private Reserve Ebony Purple
- Diamine Perple Pazzazz
- vintage Sheaffer Blue-Black
- Duke Blue (chinese ink)
Template 3:
- Pelikan Edelstein Aventurine
- Pelikan Edelstein Jade
- Diamine Ultra Green
- Pelikan Edelstein Olivine
- Diamine Deep-Dark Green
- Diamine Teal
- Diamine Yellow
- Pelikan Edelstein Mandarin
- Diamine Inferno Orange
- Diamine Pumpkin
- Diamine Matador
- Pelikan Edelstein Garnet
- Pelikan Edelstein Ruby
- Pelikan 4001 Brilliant Red
- vintage Sheaffer Skrip Red
- J. Herbin 1670 – Rouge Hematite
- Sheaffer Skrip Red
- Fritz-Shimpf Fritzrot
- Pelikan Edelstein Star Ruby
- Diamine Deep Dark Orange
- Campo Marzio Orancio
- Diamine Red Dragon
Template 4:
- Diamine Ancient Cooper
- Pelikan 4001 Brilliant Brown
- De Atramentis Document Brown
- Pelikan Edelstein Smocky Quarz
- Diamine Oxblood
- Platinum Brune Sepia (permanent)
- Pilot Iroshizuku Tsukushi
- Noodler’s Beaver
- Noodler’s Kiowa Pecan
- Diamine Ochre
- Noodler’s Red-Black
- Parker Quink Black
- Montblanc Mystery Black
- Pelikan Fount India ink
- Platinum Carbon Black
- Montblanc Permanent Black
- De Atramentis Document Black (only test w/o text)
- KWZ Son o Warszawie
- Pelikan Edelstein Onyx
- Diamine Eclipse
- Duke Black(chinese ink)
- Waterman Intense Black
- vintage Waterman JIF Permanente Black
- Dr. Ph. Martin’s Bombay India Black
Ну и собственно сами тестировочные замеры после 2х недель “загорания” (почти все дни были солнечные, возможно за исключением пары пасмурных).
Для более реалистичной оценки я сделал 2е группы снимков: а) парная сьемка тестируемого и эталонного листка; б) совмещенный скан тестируемого листка в первый день перед вывешиванием и по прошествии времени.
Well, actually the first frontier after 2 weeks of testing (almost all days were sunny, possibly with the exception of a two of cloudy ones).
For a more realistic assessment, I made 2 groups of pictures: a) pair shooting of the test and reference sheet; b) a combined scan of the test sheet on the first day before hanging and after a while.
Срок 2 недели (2 weeks test)
Template 1 (photo – tested template on the left, reference sheet on the right)
Template 1 (scan – referens template is main on the left, tested template on the right)
Template 2 (photo)
Template 2 (scan)
Template 3 (photo)
Template 3 (scan)
Template 4 (photo)
Template 4 (scan)
Итоги: по первым итогам можно определенно сказать что самым найменее устойчивым является синий пигмент\краситель, он выцветает быстрее всего. Самыми слабыми оказались Noodler’s Baystate Blue, Pelikan Edelstein Sapphire и vintage Sheaffer Skrip Blue. Некоторые фиолетовые чернила из-за потери синего перешли в категорию красных:). Красные и зеленые оттенки незначительно утратили насыщенность. Самыми стойкими остаются коричневые и черные цвета. Оставайтесь на связи. Следующее обновление планирую сделать еще через 2 недели, т.е. месяц от начала эксперимента.
Results: according to the first results, we can definitely say that the blue dye/pigment is the least stable, it fades the fastest. The weakest were Noodler’s Baystate Blue, Pelikan Edelstein Sapphire and vintage Sheaffer Skrip Blue. Some violet inks, due to the loss of blue dye, moved to category of red inks :). Red and green inks slightly lost their saturation. The most persistent are brown and black inks. Keep in touch. I plan to do the next update in another 2 weeks, i.e. month from the start of the experiment.
Срок 1.5 месяца (1.5 months test)
Template 1 (photo – reference sheet on the left, tested template on the right)
Template 1 (scan – the original template is main on the left, tested 2 weeks on the middle-right and 1.5 months template on the right)
Template 2 (photo)
Template 2 (scan)
Template 3 (photo)
Template 3 (scan)
Template 4 (photo)
Template 4 (scan)
Итоги: Сейчас, по прошествии уже 1.5 месяцев можно подводить более менее определенные итоги. Ожидаемо самыми найменее устойчивым к влиянию солнечного(ультрафиолетового света) оказался синий пигмент, далее с разной степенью успеха идет красный и зеленый пигменты, при чем в “намешанных” цветах это играет существенную роль в изменении отенка. Из синих оттенков абсолютным фаворитом стал Sailor Storia Blue Night, а второе место заняли чернила – Sailor Shikori Younaga, а третье разделили между собой: Noodler’s Midway Blue, Pilot Iroshizuku Asa-gao and Noodler’s Ottoman Azure. Noodlers Polar Blue так же полностью сохранили всой первоначальный цвет, но по другим характеристикам мне эти чернила абсолютно не понравились. После красных и зеленых тонов, уже почти устойчивые идет группа коричневых оттенков и завершает цветной парад, как ни странно, желтый как самый светостойкий. Черный к цветным относить не будем, но он тоже оказался устойчивым за редким исключение. Наверное самым главным разочарованием можно назвать элитную линейку Edelstein чернил Pelikan, которая за исключением коричневых и черных полностью утратила цвет(Sapphire, Ruby, Jade), как и Noodler’s Baystate Blue, который является абсолютным аутсайдером. Еще, для меня лично, разочарованием оказались Platinum Pigment Brun Sepia и Montblanc Mystery Black, которые соответственно сильно потеряли цвет несмотря на свою пигментность и плотность цвета. Из красных чернил порадовали Diamine Matador и Red Dragon, которые хоть и утратили частично цвет но сохранили плотность. Черные за исключением Waterman Intension Black и Montblanc Mystery Black работают отлично. На этом пожалуй пока все, вернемся к рассмотрению еще через 1.5 месяца, в конце лета.
Results: Now, after 1.5 months have passed, the following results can be summed up. The blue dye is expected to be the least resistant to sunlight (ultraviolet light). Next, red and green dyes come with varying degrees of attenuation, and in “mixed” colors this plays an important role in changing the hue. Of the blue shades, Sailor Storia Blue Night became the absolute favorite, while the second place went to Sailor Shikori Younaga, and the third place was shared by Noodler’s Midway Blue, Pilot Iroshizuku Asa-gao and Noodler’s Ottoman Azure. Noodlers Polar Blue also completely saved all the original color, but for other characteristics I absolutely did not like for me. After the red and green tones, a group of brown shades is already almost stable, and this series, oddly enough, is completed by yellow as the most lightfast. Black does not belong to color inks, but it is also stable with a few exceptions. Probably the biggest disappointment is the elite Edelstein line of Pelikan inks, which, with the exception of brown(Smoky Quarz) and black(Onyx), have completely lost their color (Sapphire, Ruby, Jade), as well as Noodler’s Baystate Blue, which is an absolute outsider. Also, for me personally, Platinum Pigment Brun Sepia and Montblanc Mystery Black turned out to be a disappointment, which respectively lost their color a lot despite their pigmentation and color density. From red ink, we were pleased with Diamine Matador and Red Dragon, which, although they lost some of their color, retained their density. Black with the exception of Waterman Intension Black and Montblanc Mystery Black work great. That’s probably all for now, let’s return to consideration in another 1.5 months, at the end of summer.
Срок 3 месяца (3 months test)
Template 1 (photo – reference sheet on the left, tested template on the right)
Template 1 (main scan – the original template is the main one on the left, then the test after 2 weeks, then the test after 1.5 months and the test on the right after 3 months)
Template 2 (photo)
Template 2 (scan)
Template 3 (photo)
Template 3 (scan)
Template 4 (photo)
Template 4 (scan)
В итоге: не хочется долго расписывать про “плохо” и “хорошо”, поэтому в качестве выводов просто опишу сухие факты, думаю это будет приемлемо. Итак синие оттенки: неплохо прошли иcпытания Noodlers Midway Blue, Noodlers Ottoman Azure, Sailor Shikori Younaga и Pilot Iroshizuku Asa-Gao, но лучшими оказались Sailor Storia Blue Night. Эти чернила не только не изменили цвет но и обладают приятной маслянистостью и имеют очень тонкую линию которая не махрится. Noodlers Polar Blue так же отлично прошли испытание солнцем, но при этом они очень жидкие и расползаются на любой бумаге, поэтому как чернила они неприемлемы. Из фиолетовых оттенков лучше всего сохранились Diamine Scrible Purple и Diamine Purple Pazzazz. И если первые стали просто черными но четко читаемыми,то вторые сохранили немного красного цвета. В зеленых оттенках нет ничего оптимистичного за исключением Diamine Deep Dark Green, который хоть и утратил свой цвет но остался приемлемо читаемым. Желтый Diamine Yellow не изменил своего цвета, а Diamine Pumpkin превратился в желтый. Diamine Inferno Orange хоть и утратил свой насыщенный оранжевый оттенок, но остался по прежнему ярко блестеть золотом. Из красных тонов не утратили полностью пигмент Diamine Matador, Diamine Red Dragon, J.Herbin 1670 Rouhe Hematite и Diamine Deep Dark Orange. В коричневых тонах очень хорошо сохранился DeAtramentis Document Brown и от него лишь немногим отстали Diamine Ancient Cooper, Diamine Ochre и Diamine Oxblood. Больше всего расстроил Platinum Brun Sepia Pigment(!!!). Черные цвета практически все выдержали испытания за исключением Montblanc Mystery Black и Waterman Intense Black. И если первые искренне жаль потому что они хороши по другим характеристикам, то вторые совсем не жалко – это очень заурядные чернила.
At the end: I don’t want to write about “bad” and “good” for a long time, so I will simply describe only facts as conclusions, I think it will be acceptable. So blue shades: Noodlers Midway Blue, Noodlers Ottoman Azure, Sailor Shikori Younaga and Pilot Iroshizuku Asa-Gao passed test well, but the best were Sailor Storia Blue Night. This ink not only did not change color, but also has a pleasant oiliness and has a very thin line that does not furry. Noodlers Polar Blue have also passed the sun test, but they are very runny and furry and fat on any paper, so they are not acceptable as ink. Of the purple shades, Diamine Scrible Purple and Diamine Purple Pazzazz are the best preserved. And if the first look just black but clearly readable, the second retained a little red color. There is nothing optimistic about the shades of green, with the exception of Diamine Deep Dark Green, which, although it lost its color, remains reasonably readable. Diamine Yellow did not change its color and Diamine Pumpkin turned to Diamine Yellow:) Although Diamine Inferno Orange lost its rich orange hue, but still shines brightly with gold. The dye Diamine Matador, Diamine Red Dragon, J. Herbin 1670 Rouhe Hematite and Diamine Deep Dark Orange were not completely lost from the red tones. DeAtramentis Document Brown is very well saved brown tones, and only slightly behind placed Diamine Ancient Cooper, Diamine Ochre and Diamine Oxblood. Most upsetting was Platinum Brun Sepia Pigment(!!). Almost all black inks have passed the test with the exception of Montblanc Mystery Black and Waterman Intense Black. And if the first is truly a pity because they are good in other characteristics, then the second is not at all a pity – this is a very ordinary ink.
На этом все! Всем ярких цветов, маслянистой текучести и невыгораемости! 🙂
That’s all! Wish for all bright colors, oily fluidity and non-fading! 🙂
Update: paper test info:
Бумага которую я использовал для тестов чернил и использую для регулярных тестов ручек.
The paper I used for ink tests and I use for regular fountain pen tests.
Paper specification:
Double A is a premium paper known for its high quality, superior performance and environmental friendliness.
It is best for all quality prints and copies.
– Outstanding smoothness
– Sharp prints
– High opacity for 2 sided use
Double A produces paper from KHAN-NA (the farmers’ unused land between rice paddies) which helps to save trees from natural forests and reduce the global warming by absorbing carbon dioxide from the atmosphere. By using this paper you are helping to preserve natural forests.
80gsm
210 x 297 (or 420 x 297)
Brightness D65 111
Caliper 107
Moisture 4.2%
Opacity 95%
Roughness (ml/min) 70
Stiffness MD (mN.m) 0.45
Whiteness CIE 165
Русскоязычная рекламная информация.
Изначально я клюнул на нее из-за производства Франции, но капнув поглубже выяснилось что Таиланд. На американских сайтах встречал информацию что бумага класса А+ и безкислотная. Также выяснил что бумага на основе эвкалиптовых деревьев которые в отличии от обычных(13 млн волокон на 1гр) имеют 25млн волокон на 1гр. Скорее всего это все рекламные трюки чтобы выгоднее продать, но тем не менее бумага мне понравилась.
Initially, I decided to buy this one due to the production of France, but after reading the specification (after purchase:)) I found out that the production is Thailand. On US sites I found information that paper is class A + and acid-free. I also learned that paper based on eucalyptus trees which, unlike ordinary ones (13 million fibers per gram) have 25 million fibers per gram. Most likely these are all advertising slogans in order to sell better, but nevertheless I like paper in terms of price/quality ratio.
У меня вариант Премиум, но на Амазоне видел еще версию Everyday, видимо проще.
I have a Premium version, but on Amazon I saw another version of Everyday, apparently cheaper.
Актуально могу сравнить только с последними листами(неудачной партии) Data Copy Everyday и Xerox Colotech +. По плотности такая же как Датакопи, на просвет волокна схожие(невооруженным глазом:)), по тону немного теплее, ближе к натуральному белому, не такая “синюшная” как Датакопи и Ксерокс, но в сравнении с белой акварельно холодный тон присутствует.
Actually, I can compare only with the last sheets (modern bad, unlucky batch) of Datacopy Everyday and discontinued Xerox Colotech +. The density is the same as the Datacopy, similar to the fiber’s lumen (visualy), the tone is slightly warmer, closer to the natural white, not as “cyanotic” as the Datacopy and Xerox, but there is a little cold tone in comparison with watercolor white paper.
Ну и собственно проверка боем:). В отличии от современной неудачной Датакопи – тушь держит замечательно, как и большинство нормальных чернил – это вы можете увидеть по моим тестовым эскизам для авторучек. Линия тонкая, не расплывается, на обратную сторону при умеренной подаче ничего не протекает, хорошую тушь держит даже при остроконечном полугибком пере. Прозрачность конечно бумаги присутствует, т.е. она немного светится по сравнению с той-же Ксерокс 120гр, но в сравнении с другими офисными бумагами с 80гр мне кажется вполне обычная не вызывающая претензий.
Tests that I do with paper after purchase. Unlike the modern unsuccessful Datacopy, india inks works just fine, like most normally inks. This can also be seen on my fountain pen tests, which I regularly publish. The line is thin, does not thicken, does not leak to the reverse side with moderate ink flow, good india inks works fine even with a hard and semi-flexible sharp dip nib. There is some transparency of paper, more than Xerox 120gr, but it is typical for office 80gsm papers.
Это кусок Ксерокса Колотеч+ 120гр, но возможно фотография не совсем показательная.
Compare to the piece of Xerox Colotech+ 120gsm, but maybe the photo is not entirely indicative.
Держит даже брашпен заправленный чернилами, правда забыл сфотографировать обратную сторону, но поверьте практически ничем не отличается от приведенной выше после макательного пера.
Works well even with brashpen filled with fountain ink.
Не знаю как качество меняется от партии к партии, но ту что у меня, смело могу рекомендовать для письма чернильными ручками, а также упражнений каллиграфии, печати уроков и письму прям по ней.
I don’t know how the quality changes from batch to batch, but I can safely recommend the one I have for writing with fountain pens, as well as calligraphy exercises, printing lessons and writing on it.
04.12.2020
Ирина
Вот это труд! Очень показательно, спасибо! Оказывается Диамайн неплохие чернила) по крайней мере по светостойкости. У меня есть пара пузырьков, вполне себе мне нравятся)
04.12.2020
Andrew Lensky
Да, времени это заняло некоторое время, ну и постараться пришлось. Спасибо за отзыв и оценку. Диамин очень даже хорошие чернила – все зависит от критериев, но у него никто бесспорно не отнимет то что это относительно недорогие чернила при одной из широчайших цветовых гамм из всех чернил для чернильных авторучек. У меня тоже есть свои фавориты среди них, которыми я регулярно пользуюсь:)
02.08.2021
Ди
Спасибо за. труд! Какой классный блог, эстетичный, просто фантастика.
Вот печаль с Платинумом, я его использую для зарисовок, теперь вижу, что с него надо “сходить”. Водостойких чернил кот наплакал, Atramentis вообще не достать. Придется раскошелится на Сейлор, похоже
До этого хотела Rohrer & Klingner sketchINK взять (недорого), но надо погуглить такие же тесты теперь
03.08.2021
Andrew Lensky
Привет Ди!
Спасибо!
Платинум Карбон Блэк считаю одними из лучших, если не самыми лучшими чернилами для скетчинга в тонких перьях. ДеАтраментис на мой взгляд уступает Карбону и они еще более текучие + частично смываемые, однако хороши для совместной работы с кистью, для тонирования. Если локально нет возможности купить попробуйте на TheWritingDesk поискать, там они еще недавно были в наличии в полном спектре. Сэйлор отличные чернила, из тех что я пробовал мне нравятся все по своим характеристикам(без учета цвета:))..
Относительно РёрерНКлингер – сам все планирую попробовать, наверное уже с год, а то и больше, но так и не нашел свободных средств. Списывался с представителем, они меня заверили что отлично понимают значение светостойкости, поскольку являются производителем не только чернил для авторучек, а и всего спектра инструментов для художников. Вся серия СкетчИнг по международной шкале whool обладает значениями от 6 до 8.
03.08.2021
Ди
О, спасибо за развернутый ответ)
Я очень люблю карбоновые! Полбаночки уже осталось.
Сепия не так весело идет, она очень светлая, а после вот такой вот неприятной особенности вообще останется только для письма, никак для рисования.
De Atramentis есть возможность взять у нас, но цена смущает за 35 мл (или 45 не поняла: фото расходится с описанием): 2000₽, так что огромное спасибо за ссылку на ресурс, даже с шиппингом выходит дешевле (правда без трека, тут надо подумать, если много брать, может есть смысл и с треком взять). Сейлор вообще как крыло самолета стоит теперь, у меня есть парочка обычных чернил, я очень люблю Sailor Shikiori Okuyama (за все, в том числе цвет божественный), после того как они бутылки с 50 до 20 мл уменьшили, рука не поднимается купить целый пузырек уже сколько лет; так что представляю, что ждать от качества. *Тут плачущий смайл*
РёрерНКлингер значит надо брать на пробу, занесла в вишлист теперь точно, он в 2-3 раза дешевле получается, чем De Atramentis. Меня привлекает идея мешать цвета, получая разные оттенки и найти даже ту же самую интенсивность коричневого, которую хочется. Но для этого надо взять как минимум 2-3 пузырька
05.08.2021
Andrew Lensky
По Карбону – я купил один флакон на пробу, и потом сразу еще 2, так что ненадолго запасся. В черном мне еще очень нравятся Montblanc Permanent Black – но они гуще и немного мажутся мокрой кистью(в зависимости от бумаги), поэтому подойдут больше в ручки с обильной подачей. На акварельной бумаге нужно использовать подкладку под рабочую руку, на офисной не обязательно.
Цвет Брюн Сепии зависит от подачи, на обильноподающих ручках он темнее. Попробуйте помешать его с Карбоном – цвет будет темнее. От выцветания это не спасет, но если вы пользуетесь контуром для скетчинга с акварелью, то коричневые порой смотрятся выгоднее черных.
По ДеАтраментису – старые флаконы были по 35мл, а новые по 45мл. Если в описании 45, а на фотографии 35, то это могут быть просто старые не обновленные фотографии. Но как и писал раннее, ДеАтраментис для меня очень текучие и пробивающие чернила, поэтому я их сторонюсь как Нудлерс. Сэйлор да, тенденции в сторону удорожания и уменьшения объема абсолютно не оптимистичны.:(
РёрерНКлингер – если купите и опробуете раньше меня, поделитесь впечатлениями. Да, это самые недорогие чернила из водостойких, которые подкупают гаммой цветов в 10 оттенков, но я ни в одном описании так и не нашел каковы же они по своим свойствам. Не все цвета я думаю у них хорошо мешаются, но базовые думаю должны (Klara, Marlene, Carmen, Vroni). Интенсивность коричневого будет получить трудно ибо их родной черный судя по обзорам – темно серый, разве что искать пропорции для Klara, Carmen и Vroni.
10.08.2021
Ди
Насчет смешивания двух типов пигментных и карбоновых: опасаюсь их мешать почему-то. А насчет коричневого контура — да, мне он кажется естественней, особенно если зелень есть в поле зрения
А по ДеАтраментису — вы просто водой разбавляете? Там у них еще “тиннер” есть, над ним тоже думаю, особенно если в ручки смесь загонять
РёрерНКлингер — уже на пути зрения активного заказа, поделюсь впечатлениями, хотя я не такой опасный рисовальщик, как вы). Мне если водой не размывается, в ручке не забивается — уже хорошо, опыта не так много пока
04.12.2021
Александра
Громадное спасибо за труд. Позвольте вопрос: совместимы ли ручки pilot namiki falcon ef с водонерастворимыми платинум карбонами? Пока я использую в пилоте фалконе iroshizuku, а любимые платинум карбон в нелюбимой платинум преппи. Боюсь испортить обожаемый фалкон, но искренне мкчтаю их совместить.
04.12.2021
Andrew Lensky
Доброго дня, Александра!
Да, совместимы безо всяких проблем, можете смело заправлять. Но желательно не оставлять на месяц без присмотра. Однако Pilot Falcon имеет обильную подачу, а Карбон это весьма текучие чернила, так что и бумагу нужно иметь соответствующую иначе рискуете увеличить свою линию от ЕФ до Ф как минимум. Я люблю Карбон и постоянно им пользуюсь но в своем ультра тонком пере UEF на каплесе. В Фалькон предпочитаю заправлять Montblanc Permanent Black – это мои вторые из любимых черных чернил и они из-за большей густоты прекрасно работают в Фальконах.
12.06.2023
Charlie H.
Very impressive effort. And the quality of penmanship is quite enviable.
13.06.2023
Andrew Lensky
Thank you! Please come anytime!