Привет всем! Сегодня я хочу показать чернильную авторучку из комплекта одного из самых топовых наборов времен Советского Союза, который могли себе позволить разве что высокопоставленные члены партии или директора крупных предприятий.
Hi everyone! Do you love fountain pens as much as I do? – Then you are at the address :). Today I want to show you a fountain pen from one of the top sets of the Soviet Union, which only high-ranking party members or directors of large enterprises could afford.
“Moskva” set by “Soyuz” factory (made in USSR) Комплект “Москва” завода “Союз” 1965
Форма данной чернильной авторучки торпедообразная, полностью напоминает легенду того времени Parker 51, хоть и адаптирована была советскими специалистами как авторское решение. Материал корпуса – пластик черного цвета, типа пера – закрытое. Система заправки – аэрометрик, состоящая из гофрированной резиновой трубки (по типу французских ручек) с прозрачной заправочной кнопкой закрываемой специальным колпачком. Эта-же кнопка является окошком для контроля цвета и уровня чернил. Колпачок на трении, выполнен из металла и позолочен.
The shape of this fountain pen is torpedo-shaped, completely reminiscent of the legend of that time, Parker 51, although it was adapted by Soviet specialists as an author’s solution. Body material – black plastic, pen type – closed nib. The filling system is aerometrics, consisting of a corrugated rubber sac (like French pens) with a transparent filling button closed by special bakc cap. This button is a window for color and ink level control. The cap on friction, made of metal and gold-plated.
Самая главная и выразительная часть ручки это то что колпачок декорирован специальной накладкой в виде рельефа “Кремля”, звезду которого, как и навершие колпачка, венчает искусственный рубин(корунд). Много споров и обсуждений в интернете ведется на предмет того какие это рубины натуральные или искусственные и некоторые утверждают что натуральные(после консультаций с ювелиром), однако я склонен верить что они искусственные. На позолоченном клипе имеется тиснение логотипа завода “Союз” (С в ромбе) с названием завода. Логотип(ранняя версия) очень похож на эмблему футбольного клуба “Спартак”, только без косой черты, и видимо по этой причине он позже был изменен. Так-же на барреле, с нижней стороны относительно пера, имеется гравировка “Золотое перо 607”. Поскольку набор был очень дорогой и в те времена стоил 22руб. 50 коп (напомню о пресловутой зарплате инженера 100 руб. в месяц) я полагаю что номер 607 является серийным номером именно этого экземпляра.
The most important and expressive part of this model is that the cap is decorated with a special overlay in the form of the “Kremlin” relief, the star of which, like the top cap, is crowned with an artificial ruby (corundum). There is a lot of controversy and discussion in the net about what kind of rubies are natural or artificial, and some argue that they are natural (after consulting with jeweler), but I am inclined to believe that they are artificial. The gold plated clip have embossed logo of the Soyuz factory (C in a diamond) with name. The logo (early version) is very similar to the emblem of the football club “Spartak”, only without the slash, and apparently for this reason it was later changed. Also on the barrel, on bottom side, there is an engraving “Golden nib 607”. Since the set was very expensive and in those days it cost 22 rubles 50 kopecks (let me remind you about salary of engineer in USSR was of 100 rubles per month), I believe that number 607 is the serial number of this pen.
Перо: золотое, трубчатое, 583 пробы (аналог 14К золота), очень мягкое и флексовое. Перо устанавливается на тонкий эбонитовый фидер, затем вставляется в пластиковый прозрачный коллектор, который устанавливается в пластиковую втулку переходящую в гофрированную трубку. На перо по центру нанесен логотип завода “Союз” и 65 – год производства. С правой стороны имеется клеймо 35 в овале – я не знаю достоверно что оно означает, но предполагаю что это тип пера (трубчатое). С левой стороны имеется стандартное клеймо золотосодержащего изделия СССР того времени в виде “лопаточки”, где указано М (маркер центральной инспекции пробирного надзора, Москва), “звезда с серпом и молотом”(пробирное клеймо используемое в 1958—1993 гг) , 583 – проба золота соответствующая 14 каратам.
The nib: solid gold, tubular, 583 samples (analogue of 14K gold), very soft and flexible. The nib is mounted on a thin ebonite feed, then inserted into a plastic transparent manifold, which is installed in a plastic collar which ended a corrugated tube. The logo of the Soyuz factory is applied to the center of the nib with year of production – 65. On the right side there is a stamp 35 in an oval – I do not know for certain what it means, but I assume that this is a type of nib (tubular). On the left side there is a standard stamp for a gold- product of the USSR of that time in the form of a “spatula”, which indicates M (marker of the central inspection of assay supervision, Moscow), “star with a hammer and sickle” (assay stamp used in 1958-1993), 583 – gold fineness equivalent to 14 carats.
Минутки истории:
По инициативе Л. Б. Красина Акционерное общество «Международная книга» приступает к организации в Ленинграде промышленного производства канцелярских принадлежностей, которые до послевоенного времени импортировались из различных стран мира за чистое золото. В четырехэтажном здании бывшей конфетной фабрики А. Н. Пылина (Лиговский пр., д. 166) создается первое в стране производство канцелярских принадлежностей, получившее вскоре имя Л. Б. Красина. Завод существует с 11 мая 1925 года под названием: Ленинградское отделение 1-й государственной фабрики канцелярских принадлежностей и находится в ведении Акционерного общества «Международная книга». В этом же, 1925 году, в Германии было закуплено оборудование (пресс-автоматы Тюмлер, Альбе-Верке и др.) и материалы для производства канцелярских изделий, а так-же были приглашены и специалисты. В 1927 году в целях развития отечественного производства школьно-письменных принадлежностей Указом Правительства фабрика переименована на фабрику «Союз» имени Л. Б. Красина и переведена в ведение Канцпромтреста Ленинградского областного управления местной промышленности. Фабрика производит перья, кнопки, скрепки, булавки. В 1933 году начался промышленный выпуск логарифмических линеек и готовален. В 1936 году специальным постановлением Совнаркома фабрика «Союз» переименована в завод школьных металлических изделий «Союз» имени Л. Б. Красина. В 1936 году осваивались новые изделия: перо № 36 улучшенного типа, линейки типа Иориша, звукометрические линейки типа Позоева. Проведены опыты по изготовлению авторучки, изготовлены рабочие чертежи пяти различных конструкций автоматических карандашей. И в 1937 году завод освоил выпуск авторучек.
В период Великой Отечественной войны (Второй Мировой войны) завод эвакуировался в г. Ярославль и с 1941 года по 1944 год там организовал производство перьев и авторучек. Станки, машины, пресса доставлялись на склад, расположенный на Углическом шоссе. Этот склад и стал монтажной площадкой будущего завода. В Ленинграде в первые месяцы войны на заводе было организовано производство ручных гранат типа РГД-41 и РГД-43. 17 мая 1944 года завод «Союз» приступает к работам по восстановлению завода. В 1945 году начали восстанавливать цеха по производству пера, готовален и логарифмических линеек. К 1950 году завод выпустил: 5,3 миллиона коробок перьев; 426 тысяч авторучек; 427 тысяч механических карандашей. В 1961 году за высокие производственные показатели, достижения в области эстетики и культуры производства, решением Ленинградского областного Совета профсоюзов и Ленсовнархоза заводу присвоено звание «Предприятие высокой культуры». Производство стальных перьев передано в г. Ярославль.
В 1965 году коллектив работает над освоением шариковых ручек С 1965 года главное направление специализации завода – производство средств письма: перьевых и шариковых ручек, настольных приборов. При заводе «Союз» создается «СКТБ» (специальное конструкторско-технологическое бюро). В июне 1966 года завод приобрел 2-ю Швейцарскую линию для изготовления большеобъемных ампул. Производство большеобъемных ампул было освоено за 10 дней. В 1968 году завод объединился с заводом «Авторучка», который с 2 января 1968 года включен в состав Ленинградского завода «Союз». В 1974 году Ленинградский завод «Союз» реорганизован и переименован в Ленинградское производственно-техническое объединение «Союз». В 1974 г. на базе «СОЮЗа» было создано специальное конструкторско-технологическое бюро средств письма. В эти годы были разработаны специальные ручки для письма в невесомости, которыми писали космонавты на космических кораблях «СОЮЗ-3» и «СОЮЗ-4», разработаны первые отечественные фломастеры, специальные пишущие узлы (пирографы) для регистрирующей аппаратуры электростанций, и популярные некоторое время назад ручки — «шпионы». кризис 1990-х вызвал упадок производства. Сейчас объединение “СОЮЗ” выпускает пишущие школьные принадлежности и изделия из пластика: http://souz.spb.ru/.
At the initiative of L. B. Krasin, the “International Book Joint-Stock Company” is starting to organize industrial production of stationery in Leningrad, which until post-war time were imported from different countries of the world for pure gold. In the four-story building of the former candy factory A. N. Pylin (Ligovsky Ave., 166), the country’s first production of stationery was created. The plant has existed since May 11, 1925 under the name: The Leningrad Branch of the 1st State Stationery Factory and is under the jurisdiction of the “International Book Joint-Stock Company”. In 1925, equipment was purchased in Germany (press automats Tyumler, Albe-Werke, etc.) and materials for the production of stationery, and experts were invited. In 1927, in order to develop the domestic production of school supplies, the factory was renamed to the ” L. Krasin factory “Soyuz”” and transferred to the Kanzpromtrest of the Leningrad Regional Department of Local Industry. The factory produces feathers, buttons, clips, pins. In 1933, the industrial production of logarithmic lines began and is ready. In 1936, the “Soyuz factory named Krasin” was renamed the “Soyuz School Metalware Factory named L. Krasin” with a special resolution of the Council of People’s Commissars of the USSR. In 1936, new products were mastered: dip nibs No. 36 of an improved type, rulers of the Yorish type, sound meters of the Pozoev type. Experiments on the manufacture of pens, working drawings of five different designs of automatic pencils. In 1937, the plant mastered the production of pens.
During the Great Patriotic War (World War II), the plant was evacuated to the city of Yaroslavl and from 1941 to 1944 it organized the production of nibs and fountain pens there. Machines, presses were delivered to a warehouse located on the Uglichsky highway. This warehouse became the installation site of the future plant. In Leningrad, in the first months of the war, the factory organized the production of hand grenades such as RGD-41 and RGD-43. On May 17, 1944, the plant “Soyuz” begins work on the restoration of the plant. In 1945, began to restore the workshop for the production of nibs, ready and slide rules. By 1950, the plant produced: 5.3 million boxes of nibs; 426 thousand fountain pens; 427 thousand mechanical pencils. In 1961, for high production figures, achievements in the field of aesthetics and production culture, by the decision of the Leningrad Regional Council of Trade Unions and Lensovnarhoz, the plant was awarded the title “Enterprise of High Culture”. Production of steel feathers transferred to the city of Yaroslavl.
In 1965, the team has been working on the development of ballpoint pens. Since 1965, the main direction of the plant’s specialization is the production of writing tools: fountain pens and ballpoint pens, desk instruments. When the plant “Soyuz” is created “SKTB” (special design and technology bureau). In June 1966, the plant acquired the 2nd Swiss line for the manufacture of large ampoules. Production of large ampoules was mastered in 10 days. In 1968, the plant merged with the plant “AVTORUCHKA”(fountain pen), which since January 2, 1968 was incorporated into the Leningrad plant “Soyuz”. In 1974, the Leningrad plant “Soyuz” was reorganized and renamed into the Leningrad production and technical association “Soyuz”. In 1974, a special design and technological bureau of writing tools was created on the basis of the “Soyuz”. During these years, special pens were designed for writing in zero gravity, which astronauts wrote on the spacecraft “Soyuz-3” and “Soyuz-4”, developed the first domestic felt-tip pens, special writing units (pyrographs) for recording equipment of power plants, and were popular for some time back handles – “spies pens”. The crisis of the 1990s caused a decline in production. Now the factory “Soyuz” produces writing school supplies and plastic products: http://souz.spb.ru/.
Данный набор пришел на смену комплекту “Кремль”, выпускавшемуся до 1960 года. Согласно каталогу ГУМа 1956 года этот набор имел стальное перо из пермалоя и украшался разными самоцветами. В основе модели лежала чернильная авторучка с закрытым пером модели АР-24 и механический карандаш модели АК-24 поворотного действия. Каждый комплект упаковывался в художественно-оформленную картонную коробку красного цвета. Комплект “Москва” пришедший на смену в 1960 году уже комплектовался золотым пером, но упаковывался в аналогичную коробку. А в 1965 году картонная коробка была заменена на пластиковую.
This set replaced the “Kremlin” set produced before 1960. According to the GUM catalog in 1956, this set had a steel nib made of permaloy and cap decorated with various gems. The model was based on an AR-24 factory model with closed-nib fountain pen and AK-24 rotary-action mechanical pencil. Each set was packed in a decorative red cardboard box. The set “Moscow”, which replaced in 1960, was already completed with a solid gold nib, but was packed in a similar box. And in 1965, the cardboard box was replaced with a plastic one.
Общие размеры перьевой ручки: длина в сложенном состоянии – 142мм, при снятом колпачке – 128мм. Диаметр корпуса – 11.3мм, а в месте хвата – 9.6мм. Полный вес незаправленной ручки – 19.5гр, без колпачка – 9гр. Вес заправленной ручки после 5-6 нажатий – 10.4гр (объем резервуара по паспорту 1.3мл).
Общие размеры карандаша: длинна – 126мм, диаметр по кольцу колпачка – 10.4мм, в месте хвата – 8мм, вес – 17гр.
Fountain pen overall dimensions: folded length – 142mm, without cap – 128mm. The body diameter is 11.3mm, and at the grip – 9.6mm. The total weight of clean pen is 19.5g, without cap – 9g. The weight of filled pen after 5-6 clicks on button is 10.4g (the volume of the reservoir is 1.3ml according to the passport).
The overall dimensions of the pencil: length – 126mm, diameter along the cap ring – 10.4mm, at the grip – 8mm, Weight – 17g.
Данный инструмент ко мне попал на обслуживание, поскольку большинство инструментов советской эпохи нуждается в этом для полноценной эффективной работы. Как ни жаль для почитателей советской эпохи, нестабильность качества производства очень сильно влияла на прямые функции инструментов. А если учесть еще и “лихие” 90ые и вандалов выдергивавших “золотосодержащие” перья из авторучек, то можно представить что ручкам того времени пришлось не легко. Данную ручку, по видимому, не миновала “чаша сия” ибо перо было соответствующе заломано у кончика, но толи его не смогли достать, то ли передумали, поэтому оно осталось на месте. Внутри ручки так-же остались высохшие чернила, возможно из ее времени, которые препятствовали нормальному функционированию.
This tool came to me for service, since most of the tools of the Soviet era need it for full-fledged effective work. As a pity for the admirers of the Soviet era, the instability of the quality of production greatly influenced the direct functions of the tools. And if we also take into account the “dashing” 90s and vandals who pulled out “gold-containing” nibs from fountain pens, then one can imagine that the pens of that time had a hard time. This pen, apparently, did not pass “this cup” because the nib was bent, but remained in place. There was also dried ink inside the pen, possibly from its time, which interfered for normal use.
После обслуживания и ремонта, ручка была проверена в письмом и рисунком. Ширина ординарной линии прямой стороной составляет 0.4мм, при этом нажим позволяет увеличить эту линию до 1.0мм(больше не позволяет капюшон над пером). Подача обильная, линия влажная и сочная. Обратная сторона дает сухую и полупрозрачную линию шириной 0.25-0.3мм.
After service and repair, the pen has been checked in writing and drawing. The width of an ordinary line by the right side is 0.4mm, while the pressure allows you to increase this line to 1.0mm (no longer allows the hood over the nib). The flow is overflow, the line is moist and juicy. The reverse side gives a dry and translucent line with a width of 0.25-0.3mm.
В итоге: внешне красивый и безусловно исторический инструмент выполненный по мотивам легендарной модели Parker 51 с приятнейшим мягким и гибким пером, наверняка всколыхнет сердца тех кто застал эпоху СССР. После коррекции пера, пересборке системы питания и коррекции фидера мне так и не удалось обуздать обильность данного инструмента, так что это явно не не мой выбор, к тому же я не люблю закрытые перья. Но тем не менее, особенно для коллекционеров, это крайне интересная и желанная модель, вообщем выбор делает каждый сам за себя:).
At the end: an outwardly beautiful and certainly historical instrument, based on the legendary Parker 51 design with a pleasant soft and flexible nib will surely stir the hearts of those who loved(nostalgic) the era of the USSR. After tweaking the nib, reassembling the power system and tweaking the feeder, I still haven’t managed to curb the overflow ink of this tool, so it’s clearly not my choice, and besides, I don’t like closed nibs. But nevertheless, especially for collectors, this is an extremely interesting and desirable model, in general, everyone makes a choice for himself :).
Update 1:
В качестве первого дополнения магазинный вариант комплекта “Москва” поздней модификации.
As the first addon, the retail version of the “Moskva” kit by the late modification.
Update 2:
В качестве второго дополнения фотографии пера каким оно выглядело после разборки.
As a second addon the photo of the nib before adjusting after disassembly.
Вот такая “державка” была выточена мной для коррекции пера.
This is the “holder” that I cut out to correct the nib.
Перо после обслуживания.
Nib after service
Update 3:
В качестве третьего дополнения о возможностях гибкости пера:
As a third addon the flexibility properties of the nib:
Update 4:
Традиционно в качестве последнего дополнения – дополнительные фото тестового эскиза. В 1965 году Сергей Королев осуществил проект выхода первого человека в открытый космос, которым стал космонавт Алексей Леонов.
Traditionally, as the last addon – additional photos of the test sketch. In 1965, Sergei Korolev carried out the USSR project of the outwalk first man into open space, which became the cosmonaut Alexei Leonov.
Сергій Павлович Корольов, який народився в Житомирі, був провідним радянським ракетним інженером та конструктором космічних кораблів під час космічних перегонів між США та Радянським Союзом у 1950-1960-х роках. По факту є батьком практичної космонавтики . Він брав участь у розробці ракети Р-7, Супутник 1, та виведенні в космос “Лайки”, першої людини Юрія Гагаріна на околоземну орбіту та перший вихід людини в космос(Леонов).
Хоча Корольов навчався як авіаконструктор, його найбільшими досягненнями виявилися генерація ідей, організація та стратегічне планування у космічної галузі. Заарештований за фальшивим офіційним звинуваченням як “член антирадянської контрреволюційної організації” (який згодом буде зведений до “диверсанта військової техніки”), він був ув’язнений у 1938 році майже на шість років, включаючи кілька місяців у Трудовий табір на Колимі де майже загинув. После ряда случайных событий и усилий близких знакомых был частично реабилитирован и возвращен на “большую землю”. Став визнаним конструктором ракет і ключовою фігурою в розробці радянської міжконтинентальної програми балістичних ракет. Пізніше він керував радянською космічною програмою і став членом Радянської академії наук, контролюючи ранні успіхи проектів “Супутник” та “Схід”, включаючи першу місію орбіти навколо Землі Юрія Гагаріна 12 квітня 1961 року. Несподівана смерть Корольова в 1966 році перервала реалізацію його планів щодо висадки радянського екіпажу на Місяць перед місією Сполучених Штатів 1969 року.
Лише після його смерті в 1966 році його особу було розкрито, і він отримав відповідне суспільне визнання як рушійну силу досягнень у дослідженні космосу.
Sergei Pavlovich Korolev, born in Zhytomyr, was a lead Soviet rocket engineer and spacecraft designer during the Space Race between the United States and the Soviet Union in the 1950s and 1960s. He is regarded by many as the father of practical astronautics. He was involved in the development of the R-7 Rocket, Sputnik 1, and launching Laika and the first human being, Yuri Gagarin, into space.
Although Korolev trained as an aircraft designer, his greatest strengths proved to be in design integration, organization and strategic planning. Arrested on a false official charge as a “member of an anti-Soviet counter-revolutionary organization” (which would later be reduced to “saboteur of military technology”), he was imprisoned in 1938 for almost six years, including some months in a Kolyma labour camp. Following his release he became a recognized rocket designer and a key figure in the development of the Soviet Intercontinental ballistic missile program. He later directed the Soviet space program and was made a Member of Soviet Academy of Sciences, overseeing the early successes of the Sputnik and Vostok projects including the first human Earth orbit mission by Yuri Gagarin on 12 April 1961. Korolev’s unexpected death in 1966 interrupted implementation of his plans for a Soviet crewed Moon landing before the United States 1969 mission.
Only following his death in 1966 was his identity revealed and he received the appropriate public recognition as the driving force behind Soviet accomplishments in space exploration.
Сергей Павлович Королев, родился в Житомире, был ведущим советским ракетным инженером и конструктором космических кораблей во время космической гонки между США и Советским Союзом в 1950-1960-х годах. По факту является отцом практической космонавтики. Участвовал в разработке ракеты Р-7, Спутник 1, и выведении в космос “Лайки”, первого человека Юрия Гагарина на околоземную орбиту и первый выход человека в космос (Леонов).
Хотя Королев учился как авиаконструктор, его крупнейшими достижениями оказались генерация идей, организация и стратегическое планирование в космической отрасли. Арестованный по фальшивому официальным обвинением как “член антисоветской контрреволюционной организации» (который впоследствии будет изменено на “шпионаж военной техники”), он был заключен в 1938 году почти на шесть лет, включая несколько месяцев лагеря на Колыме где почти погиб. После ряда случайных событий и усилий близких знакомых был частично реабилитирован и возвращен на “большую землю”. Стал признанным конструктором ракет и ключевой фигурой в разработке советской межконтинентальной программы баллистических ракет. Позже руководил советской космической программой и стал членом Советской академии наук, возглавляя ранние успехи проектов “Спутник” и “Восток”, включая первую миссию на орбите вокруг Земли Юрия Гагарина 12 апреля 1961. Неожиданная смерть Королева в 1966 году прервала реализацию его планов по высадке советского экипажа на Луну перед миссией США в 1969 году.
Лишь после его смерти в 1966 году его лицо было раскрыто, и он получил соответствующее общественное признание как движущей силы достижений в исследовании космоса.
На этом пожалуй все, пока, пока!
That’s probably all, bye, bye!
17.03.2021
Федор
Спасибо за отличный обзор! Выскажу своё мнение-номер на ручке не порядковый в партии, каждый тип ручек имеет свой, харьковская 8600 имела вроде номер 1131. 35 на пере скорее всего диаметр, 3.5 мм.
А Королева судили за провал работ, за необоснованно расходы и неоправданные затраты по заведомо нереализуемой, при том уровне техники, теме- разработка ракето-торпеды с фото датчиками наведения. Просто тогда уж было принято к вредительству добавлять троцкистские мотивы. Но в то время это не казалось странным.
17.03.2021
Andrew Lensky
Спасибо Федор! По поводу 35 пожалуй соглашусь – объяснение вполне логичное. По поводу номера – нет. Перед тем как писать пост я порыскал по интернету и понаходил старые продажи подобных ручек. Все варианты в старых, картонных коробках имели разные номера младше 600(самый ранний имел 3хх). Эти номера ни разу не повторялись. В “новых” пластиковых коробках, как в обзоре, номера которые я находил были старше 7хх и один раз даже какой-то четырехзначный. С учетом цены набора, все таки пока предполагаю что это серийный номер.
Относительно Королева, я конечно не знаток биографии и всю информацию почерпнул из интернета, но в 38 году, в так называемые “Ежовские” времена забирали всех подряд, и вряд-ли тогда имели место реактивные торпеды с фотодатчиками. К тому же он шел по статье политзаключенного, а не расхитителя. После Магадана Королев попал в “шаражку” к другому ЗЭКу Туполеву где принимал участие в разработке самолетов и уже совсем через некоторое время получил свое ракетостроительное КБ. Кстати реабилитирован он стал только после удачного запуска первого спутника Земли и рассекретили его фамилию тоже уже после смерти.
18.03.2021
Федор
http://www.great-country.ru/rubrika_myths/reprisal/00088.html#:~:text=28%20%D0%B8%D1%8E%D0%BD%D1%8F%201938%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%9D%D0%9A%D0%92%D0%94,%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82%D0%B0%20%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%91%D0%B2%20%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.
18.03.2021
Федор
Доброго здоровья, Андрей! Пороховые ракеты вовсю исследовали в то время, появлялись и ЖРД, и первые автопилот, которые пытались приспособить как системы наведения.
В то время шёл бурный рост отечественной науки и техники, на многообещающие направления денег давали не скупясь, но требовали обещанный результат! И спрашивали за потраченные средства.
В приведённой мною статье всё это есть, и есть моменты биографии Королёва, не столь благопристойные с точки зрения прогрессивной общественности.)) Что, впрочем, не умаляет его заслуг как конструктора и организатора.
Я о чем-тогда его не считали невинно пострадавшим, а если учесть его последующее положение, то нужно признать, что просто тогда был спрос за результат, и были реальные поощрения, как и реальные наказания.
Кстати, и Туполев был осуждён не по причине дурного расположения Ежова или Ягоды, а за то, что будучи командированные на закупку лицензий на производство самолётов, из трёх приобретённых лицензий, за космические деньги, пригодной для нашей тогдашней страны оказалась одна! Зато весёлая компания инженеров купила в США три автомобиля и объехала всё побережье в своё удовольствие. Машины разбили к концу поездки. А за это пришлось отчитываться…
Так что просто была настоящая ответственность, согласно определению данного термина.
С искренним уважением!
07.08.2021
Tefolium
Hello Andrew
My friend said in the communication between Soyuz and Wolff(Hero), Wolff got accordion sac, soyuz got something about 571 Hero and 100 Hero. He thought that it is one of two soviet variants of 571 and 100.
07.08.2021
Andrew Lensky
Hello Tefolium!
Thanks for the information. Unfortunately, I can neither confirm nor deny this info beacuse there is no access to the archives of the factory “Soyuz”, as well as to the employees who worked at the factory in those times. But all these are products for which the Parker 51 has become a prototype.
08.08.2021
Tefolium
Thank you for replying.
I have not found relative archive about the communication between Soyuz and Wolff. But according to other archives about Poland, Viet Nam, DDR, DPRK and Romania, the communication about writing instrument is an item in the cooperation technical and scientific cooperation.
The followings are what I have.
1. First Chinese accordion sac made by Wolff according to People’s Daily.
2. Wolff’s technicians communicated with Soyuz’s director according to a official concise history of Hero with something wrong. It said that they communicated about cleaning.
3. As an advanced experience of USSR, accordion sac was promoted in 1956 as a result of a symposium hold by Department of Light Industry about writing instruments according to China Light Industry magazine.
4. Some of Wing Sung’s introductions mentioned accordion sac was learnt from USSR according to a notice about ruining the introductions after the Sino-Soviet relationship turned bad.
10.08.2021
Andrew Lensky
I think that the “accordion sac” is not an invention of the Soviet fountain pen industry, but was borrowed from French manufacturers such as Unic, Stylomine, etc.
08.08.2021
Tefolium
And could you please authorize me for reprinting the part about the history about Soyuz to Chinese Internet?
10.08.2021
Andrew Lensky
Yes, of course, you can reprint, but please refer to my resource.
11.08.2021
Tefolium
Thank you!
11.08.2021
Tefolium
You are right.
But Chinese makers did not communicate with French.
Besides USSR, the makers focus on W. Germany, USA and Japan.